|
Экология и образование |
|
Экология: учебная книга
С.Н. Глазачев,
профессор, директор Межвузовского центра по разработке технологий эколого-педагогического образования
(2-3, 1997) © "Экология и жизнь"
В ступая в третье тысячелетие, человечество все отчетливее осознает
ограниченность нашего антропоцентрического мировоззрения, изьяны
технократического типа цивилизации. Приходит понимание, что лишь
сознание, соразвитие, сотворчество, иными словами - коэволюция
с биосферой, позволят человечеству разумно вписаться в биосферные
циклы, возвыситься до понимания универсальных законов, правящих
миром.
Подлинным гарантом конституционного права личности на благоприятную
окружающую среду и достоверную экологическую информацию должно
стать высокое гражданское экологическое сознание народа. Мы убеждены
- назрела острая потребность в широкой общественной дискуссии
о проблемах экологического образования, в формировании экологической
культуры общества и личности. В духе добрых традиций российской
интеллигенции должен состояться открытый, глубокий, притязательный
разговор о подлинных духовных, культурных корнях экологического,
социально-экономического и духовного кризиса в России. Поэтому
учебной книге по экологии принадлежит особая роль в духовном возрождении
общества.
К сожалению, глубокая, содержательная, конструктивная дискуссия
по проблеме учебной литературы по экологии пока не удалась. Причин
несколько. Во-первых, над нами зло шутит плюрализм, понимаемый
только как "мое право на мое мнение". Нет и попыток аргументировать
свою точку зрения, нет полемики по существу вопроса, плодотворной
дискуссии. Нет акустики - нет и развития идей, проблемы. Вот и
возникает череда безапелляционных суждений, авторы которых порой
скрываются под псевдонимами (не без помощи редакторов СМИ), а
порой оказываются в тисках рыночной (базарной) психологии, еще
не расставшись с привычкой делить всех на "красных" и "белых",
"приятных во всех отношениях" и "не очень".
Так, в публикации "Экология в школе: опасности и радости" ("Зеленый
мир" № 21 за 1996 г.) авторы Г.А. Ягодин и Д.Н. Кавтарадзе в ряд,
состоящий лишь из двух учебников (!) "оригинальной российской
учебной литературы, безукоризеннной с точки зрения научного знания,
социальной значимости и дидактической достоверности" поставили
учебник "Экология - 9" Н.М. Черновой с соавторами. Необходимо
отметить, что газетная публикация поставила авторов книги, известных
и уважаемых профессоров, не только в ряд, но еще и в неудобное
положение - все, кто брал книгу названных авторов в руки, отмечают
"инновационный дидактический приём" - подписи под портретами великих
экологов издателями перепутаны... Прав Козьма Прутков, который
предвидел этот случай и предупреждал - не верь глазам своим. А
учителя-практики правильно говорят - если к концу курса ученики
разобрались, кто есть кто в экологии, то можно пятёрку ставить.
Отметим и страсть авторов публикации к разделению учебной литературы:
они с пиитетом цитируют редакционную статью АсЭКО (выпуск 1-2
за 1995 г.), где новая литература по экологии делится на три категории:
1. Добротные дорогие цветные издания;
2. Переводы учебников, вышедших в США в 1980-х годах, и отечественный
двухтомник "Введение в социальную экологию";
3. Учебники отечественных авторов...
Блестящая классификация! Все равно, как если бы мы группу авторов
разделили на: 1) рыжих; 2) голубоглазых, в очках и с родинкой;
3) и на тех, кто в фетровых шляпах.
Что же касается книг "опасных", то это, по мнению авторов, "Экология
России". Они критикуют первое издание в то время, когда вышло
второе, переработанное и дополненное, да еще и комплектом из семи
книг (от учебника до практикума), о чем авторы хорошо знают. Так
что и достоинства у этих книг и недостатки другие.
Мы специально остановились на стиле дискуссии, к которой нас
приглашают... Говорить о совершенстве учебной литературы по экологии
рано, преждевременно. Самое большее, что мы можем сказать об успехах
в создании учебной книги по экологии, так это то, что мы стали
этой проблемой заниматься сознательно, заинтересованно и убежденно.
Нас куда больше привлекает диалог равноправных партнеров, уважение
к иному мнению, конструктивное обьединение авторов и исследователей,
а не их разделение. Поэтому мы хотели бы предложить для обсуждения
несколько проблем, сложных и противоречивых, решение которых не
лежит на поверхности, требует обьединения усилий теоретиков и
практиков, философов и педагогов.
УЧИТЬ НЕЛЬЗЯ ВОСПИТЫВАТЬ
Еще Сенека отметил, что если у капитана нет цели - нет у парусов
попутного ветра. Как бы высоко мы ни ценили роль учебника, он
лишь средство, одно из средств осуществления экологического образования.
И от того, как мы расставим знаки препинания в подзаголовке, зависит,
будет ли точно обозначена его цель.
Социально-экологический заказ образовательным системам, учителю
- формировать экологическую культуру общества, взращивать экологически
воспитанную личность, обеспечить экологическую коррекцию мировоззрения
народа. Психологами давно отмечено (Рубинштейн), что личность
-это результат побудительных и исполнительных компонентов педагогического
воздействия в их единстве. Грамотный в отношении физики и техники
подросток, бросающий умело сконструированное взрывное устройство
в реку для добычи рыбы, абсолютно глух и даже опасен в нравственно-экологическом
отношении. Да и все мы, создатели техногенной цивилизации, разрушающей
природу, немногим в этом отношении от него отличаемся.
Экологическое образование содействует развитию новой образовательной
парадигмы, утверждающей принцип гуманизма, - признание приоритета
природных факторов человеческого бытия перед социальными, опережающего
образования перед простой фиксацией прошлого опыта, диалога перед
монологом, сотрудничества и взаимодействия перед эгоцентричным
самоутверждением, субъект-субъектных отношений перед авторитарной
педагогикой. Причем мы вслед за В.А. Сухомлинским считаем, что
воспитание заключается прежде всего в том, чтобы вырабатывать,
оттачивать у человека способность быть воспитанным. Вряд ли эта
способность "быть воспитанным" возникает при усвоении понятий
"консумент второго порядка", "детрит" или "гетеротрофность", вряд
ли при этом формируется и чувственное восприятие природы. Только
учить нельзя, надо еще и воспитавать!
Два минувших года оказались щедрыми на печатную продукцию по
экологической проблематике. Но если популярная, публицистическая
и занимательная литература по экологии и охране природы выпускалась
и ранее, то школьный учебник по экологии появился впервые.
Какой он, школьный учебник по экологии? Как принят учениками
и педагогами? Как оценивается экологами-профессионалами? Каково
его место в системе средств экологического образования? Да и просто
- пришел ли он в школу, востребован ли учителем, директором, управляющими
образовательными структурами?
Пытаясь найти ответы на эти и другие вопросы, ТЭКО Центр совместно
с экспертным советом провел "круглый стол": "Экология: проблемы
школьного учебника". Затем учебная книга по экологии стала предметом
анализа и обсуждения на Проблемном Совете по экологическому образованию
Российской академии образования (РАО). Кроме того, ТЭКО Центр
при подготовке государственного доклада "О состоянии окружающей
природной среды РФ" собрал информацию из 80 регионов страны об
опыте экологического образования. Эти обсуждения и постоянные
контакты с педагогами-экологами обобщены в представленных здесь
размышлениях.
ЭКОЛОГИЯ: НАУКА И КУЛЬТУРА
В литературе накоплено огромное количество определений экологии.
Мы провели специальный анализ эволюции понятия (более 100 определений
от Э. Геккеля до Н.Н. Моисеева). Пытаясь создать интегрированное
определение, сохранив все существенные компоненты дефиниций-предшественников,
предлагаем следующее: "Экология - наука (система знаний) о воспроизводстве
жизни и гео-, био-, социальных факторах этого воспроизводства".
Убеждены, что это определение корректно и отражает сущность современного
этапа становления экологии как науки о жизни в различных средах.
На полках моей библиотеки около 50 отечественных учебников и
учебных пособий разных лет по охране окружающей среды и экологии,
более 10 переводных зарубежных учебных книг. Если взглянуть, как
менялась структура учебной книги начиная с 70-х годов, то прослеживается
движение от конкретики к обобщениям: от решения задач охраны природы
и окружающей среды к экологии, а в экологии - от экологии растений
и животных к общей экологии, и далее - в направлении изучения
роли антропогенных факторов среды (к закономерностям развития
социоприродных экосистем). Характерно, что учебные пособия и учебники
по основным направлениям экологии появились раньше, чем монографии
или крупные теоретические обобщения в этой области.
Анализ процесса создания учебной книги экологической направленности
приводит к выводу, что именно учебная книга выполняет сегодня
интегрирующую роль в единении естественных и гуманитарных наук,
укрепляет систему научного экологического знания. Именно благодаря
традиции создания учебной книги экологической направленности в
высшей школе удалось оперативно и довольно успешно адаптировать
накопленный опыт и в общеобразовательной школе.
Вместе с тем анализ литературы позволяет сделать вывод, что в
общем списке научных публикаций основной обьем несомненно принадлежит
биоэкологии. Остальным областям научного экологического знания
еще предстоит очень много поработать по определению обьекта и
предмета, методов и, конечно, законов, теоретических оснований
науки. Критериями "зрелой науки" они пока не вполне соответствуют.
Да и консолидация естественного и гуманитарного "крыльев" экологии
происходит медленно в силу давних традиций разобщенности. Интегративные
процессы в науке заторможены. Возникает вопрос: чему учить, как
проектировать содержание экологического образования? Обычный алгоритм
"отбора" содержания: "наука - учебный предмет". В случае с экологией
этот алгоритм явно не подходит: во-первых, цель экологического
образования - не преподавание основ науки, а формирование экологического
сознания, культуры. Во-вторых, "законов явно не хватает". Может
быть, поэтому во всех без исключения современных школьных учебниках
для старшего звена (а порой и для среднего) приводятся четыре
закона Б. Коммонера, которые, по сути, законами экологии не являются,
а лишь могут служить примером свободной, литературной, афористичной
обработки более общих законов развития природы. Их применение
оправдано лишь как методический прием (своеобразная иллюстративная
формула, реконструкция).
Конечно, процесс насыщения современного содержания образования
знаниями экологической направленности, включая и курсы по экологии,
- суть экстенсиональный процесс дополнения, коррекции существующего
образования. Предстоит сделать следующий шаг: осмыслить, оценить
и реализовать в педагогическом процессе идеи новой цивилизационной
парадигмы. Понять, врали буквари или нет, что человек - царь природы,
и какое место в ней ему подобает занять.
Осмысливая свое место в мире, человек задает и новую меру миру
- создает новое мировоззрение, стремится познать универсальные
законы бытия. Для того чтобы внести свой вклад в формирование
нового мировоззрения, образованию предстоит произвести пересмотр
содержания всего образования, сформированного для прежних целей
антропоцентрического мировоззрения на основе алгоритма "наука
- учебный предмет". Коррекцию содержания образования, ее экологизацию
предстоит произвести на основе нового алгоритма "культура - учебный
предмет". Тогда образование будет обогащено ценностями целостной
культуры, а не только ее фрагмента - науки.
Реализация нового алгоритма отбора содержания образования совсем
не проста. Придется проникнуть в сущность сложнейшего механизма
- как из природы возникает культура? Рассчитано, что информационная
емкость техносферы, окультуренной искусственной среды, на 18-20
порядков (!) беднее биосферы. Как сделать культурное пространство
по информационной емкости адекватным биосфере? А научиться этому
придется, поскольку человек - элемент биосферы и вряд ли сможет
сохраниться в столь примитивной и агрессивной техносреде. Ее агрессивность
хорошо видна из фактов, опубликованных известным экологом А.В.
Яблоковым: аварии на нефте- и газопроводах происходят в России
ежедневно, на железных дорогах - еженедельно, а крупные техногенные
катастрофы - ежемесячно. Из этой статистики вытекает другая закономерность
- мальчик, родившийся в России сегодня, проживет (по расчетам
демографов) 56 лет.
Искусственное все чаще заменяет естественное, природное, и почти
всегда это неадекватное замещение. Конечно, компьютерный курс
по экологии впечатляет... Но возникает и ощущуние громадной утраты
- живого общения с природой, чувственного восприятия мира. Недаром
сегодня стремительно развивается новое направление в психологии
- экопсихология. Проблема эта не только педагогическая или психологическая,
это проблема всего социокультурного процесса. Но именно в ряду
этих сложнейших вопросов мы должны видеть место и роль экологической
культуры личности и общества, экологического образования.
Необходимо признать, что методология отбора содержания экологии
как учебного предмета, теоретических оснований его новой, мировоззренческой,
культурологической функции пока не создано. Наличие постоянно
изменяющихся концепций и стандарта по экологии - даже по названию
- тому свидетельство: "Экология", "Экологической образование".
А может быть, "Экологическая культура"?
ЭКОЛОГИЯ: ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК
Основные тенденции
Для того чтобы понять роль и значение учебника в школьном экологическом
образовании, надо хотя бы в общем виде представить контуры складывающейся
системы непрерывного экологического образования и воспитания:
заказ общества как социально-экологическая функция образования
- стандарт - учебные планы и программы - учебная книга. При этом
следует помнить, что основной формой организации экологического
образования в школах России становится смешанная модель экологического
образования. Она предусматривает выявление экологического потенциала
каждого предмета учебного плана, его дидактическое осмысление
и реализацию в сквозной программе экологического образования и
воспитания педагогического коллектива.
Рассматривая учебную книгу по экологии в этой системе, отметим
некоторые тенденции и перспективы, стараясь избегать прямых оценочных
суждений об учебниках и авторах.
1. Вышедшие в 1995 году учебники Н.М. Черновой с соавторами и
Е.А. Криксунова с соавторами явно отразили современное развитие
системы экологического знания, вобрав в себя все противоречия
этого процесса. Содержание учебных курсов отбиралось прежде всего
из биологической экологии, представлено по уровням организации
живого от организма до биосферы. В учебниках предприняты попытки
ввести в содержание социально-экологические компоненты от антропологии
и демографии до экологии человека, прикладной экологии и оптимизации
природопользования. Все подотрасли современной экологии пока еще
не удается представить системно, в структуре учебников явно выражена
биоцентристская позиция их создателей.
Противоречивость взгляда Е.М. Криксунова с соавторами демонстрирует
схема на первом форзаце учебника: в структуру современной экологии
включены грибы, острова и политика. При уяснении "пределов" экологического
знания полезно помнить, что экология - это взгляд на мир глазами
живого. Несовершенные научные представления об экологии оказываются
в учебнике без всяких поправок на ее специфику.
Два названных учебника - типичные представители первого поколения
учебной книги по экологии. Будем помнить - первым всегда трудней
идущих следом.
2. Активно формируется тенденция создания учебных комплектов
по экологии. Начало этой традиции положено созданием комплекта
к учебнику "Экология России" Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой, включенному
Министерством образования в федеральный комплект учебников на
1996-1997 учебный год. Идея комплекта очень ценна для школьной
экологии. Помощь нужна не только ученику, но и учителю. Книга
для учителя и хрестоматия, дидактические материалы, рабочие тетради
и практикум, подготовленные по курсу "Экология России" - реальный
путь интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Особенностью комплекта является введение впервые в качестве самостоятельного
раздела "Социоприродные экосистемы" (авторы С.Н. Глазачев, О.Н.
Козлова). И речь в нем идет не только о демографии и антропологии,
но и преодолевается биоцентризм, формируются новые принципы отношений
общества и природы. Стремление разобраться в воспроизводстве как
отдельных фрагментов жизни (биологической и социальной), так и
всей жизни в целом как раз и содействует становлению экологии
как науки о воспроизводстве жизни во всей ее полноте, во всех
ее проявлениях. Устойчивость социоприродных экосистем зависит
не только от биоразнообразия, но и от разнообразия и зрелости
культуры социума, от того, насколько удалось достигнуть коэволюции
- гармонизировать отношения природы и человека.
Второй комплект "Экология - 9-11 кл." - учебное пособие Н.М.
Мамедова, И.Т. Суравегиной (М., "Школа пресс", 1996) включает
книгу для учителя и рабочую тетрадь (задания и тесты). Диапазон
использования этой книги шире, чем учебника. Она вполне может
быть использована в лицеях, гимназиях, колледжах при соответствующей
адаптации. Комплект закладывает основы новой генерации учебной
книги по экологии.
Можно предположить, что тенденция создания комплектов весьма
перспективна, и первый опыт далеко не исчерпал резервов дидактического,
технологического совершенствования. Вполне целесообразно появление
таких элементов комплекта, как: "Экологические экскурсии", "Экологическая
тропа" или "Школьный экологический мониторинг".
3. Особого внимания заслуживает опыт создания региональных систем
экологического образования. Атрибутами таких систем являются региональные
концепции и программы экологического образования населения, нормативно-управленческие
решения о введении предмета экологии (или предметов экологической
направленности) с первого по выпускной классы, пакеты программ,
региональные стандарты и учебная литература. Итоги подводить рано.
Можно лишь констатировать - существует очень острая проблема -
региональный компонент школьного экологического образования. И
без осмысления ее теоретических, этнографических, педагогических
и иных аспектов вряд ли возможен успех. Всяческий энтузиазм и
активное, деятельное отношение к формированию экологической культуры
похвально.
Экологическая культура - это результат социоестественной истории
региона. Прикоснуться к подлинным культурным истокам, истории
освоения природы человеком на Чукотке, в Карелии, в Подмосковье
или на Урале - значит понять современные экологические проблемы
края. На наш взгляд, центральным звеном региональной системы экологического
образования должен стать курс "Экологическое краеведение", построенный
на концепции социоестественной истории. Крайне важно на основе
ретроспективного анализа показать, какой была природа края до
его освоения человеком, показать этапы, типы земельно-хозяйственного
освоения территории. Тогда, и только тогда, можно понять современные
экологические процессы и явления, прогнозировать их развитие.
В зависимости от места проживания в этом курсе могут доминировать
урбоэкология, агроэкология или особо охраняемые территории и культурные
ландшафты.
Нам представляется нецелесообразным наделять этот курс чрезмерными
общеобразовательными функциями (теоретические аспекты экологии),
а информацию о природе и хозяйстве края давать лишь как дополнительную.
Такой подход демонстрирует учебное пособие "Экология Санкт-Петербурга
и области" С.В. Алексеева с соавторами. И другая крайность возникает,
видимо, от большого желания иметь региональное учебное пособие
по экологии - поэтому традиционный курс о природе родного края
называют "Экология Ярославской области" и лишь во введении дают
понятие экологии как "науки о спасении природы".
Наиболее удачным среди региональных учебников эксперты (например,
профессор И.Н. Пономарёва из Санкт-Петербурга) называют "Основы
экологии" для 10 - 11 классов под общей редакцией В.И. Жидкина
(Саранск, 1995), рекомендованный Министерством образования Республики
Мордовия.
По-своему реализована региональная концепция экологического образования
в Астрахани в двух учебных книгах Л.Ю. Чуйковой "Природа - наш
дом" (вводный, пропедевтический курс, 5 класс) и "Общая экология"
- 9 класс (интегрированный курс).
Крайности всегда плохи, потому что проблема при этом остается
нетронутой. Для ее разрешения ТЭКО Центр учреждает межрегиональную
исследовательскую программу: "Региональный компонент экологического
образования: концепции, теория и практика". Ждем от регионов заявок
и поддержки спонсоров. Результатом комплексного исследования станет
книга, пакет программ и методических материалов. ТЭКО Центр готов
оказать содействие в издании региональной учебной книги.
4. Некоторая определенность достигнута в организации экологического
образования в начальных классах. Разработана концепция, стандартные
требования к экологической воспитанности личности (Л.П. Симонова-Салеева).
Основные курсы экологической направленности: "Природоведение",
"Человек и окружающая среда", "Окружающая среда" составлены в
соответствии с целями курса - подготовка обучающихся к чувственному
восприятию мира и воспитание любви к природе, ответственного отношения
к ней и себе как ее части. Среди книг отметим учебник А.А. Плешакова
"Природоведение" для начальных классов под редакцией И.Д. Зверева,
вышедший в издательстве "Просвещение" в 1996 году третьим изданием.
Эта учебная книга стала лауреатом конкурса учебников природоведения.
У нее есть продолжение - факультативный курс "Экология для младших
школьников", удачно дополняющий программу основного курса, реализующий
воспитывающий, развивающий потенциал природоведческих знаний.
Довольно много альтернативных региональных учебных книг по экологии
для начальных классов. Среди них "Азбука экологии" - экспериментальное
учебное пособие для младших школьников - Н.И. Завьяловой и других
авторов (Курган, "Парус", М., 1996), "Планета - наш дом. Мир вокруг
нас" - хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших
школьников и методика проведения занятий - И. Белавиной, Н. Найденской
("Лайда", М., 1995). Конечно, здесь немало проблем: как в полной
мере использовать особенности этого возраста к восприятию мира
природы, в частности, к ее одушевлению, как развить способность
чувственно воспринимать окружающую среду. Как тут не вспомнить
В.А. Сухомлинского и его "Школу радости", в которой общение с
природой было главным принципом воспитания с первых дней пребывания
в ней.
5. Требует глубокого педагогического анализа опыт введения экологии
во всех классах общеобразовательной школы, "Экологической системы
- 1-11-й", как ее называют авторы. Следует помнить о цели экологизации:
экологически культурная, воспитанная личность. Простое дополнение
содержания предметов учебного плана еще одним предметом экологической
направленности или во что бы то ни стало внедрение экологической
информации во все предметы не приводит автоматически к созданию
новой структуры всего содержания, не гуманизирует и не интенсифицирует
учебный процесс. Уже есть наблюдения (и не только у нас, но и
за рубежом), когда экологией явно "перекармливают" учащихся. Причины
могут быть разными: от отсутствия мотивации до неготовности учителя,
а результат один - возникает негативное отношение и к экологии,
и к проводникам ее идей.
Несомненно, острой проблемой остается экологизация предметов
учебного плана основной школы, особенно 5-8 классов. Интересен
опыт издания интегрированных курсов: "Естествознание 5 и 6", "Человек
и природная среда" (ответственный редактор И.Т. Суравегина) и
"Естествознание -7" (редактор А.Г. Хрипкова). Хорошо зарекомендовал
себя "Экологический букварь" - книга для занятий с детьми в школах
("Пит-Тал", Санкт-Петербург, 1996).
6. Еще одной интересной тенденцией экологизации школьного образования
является подготовка вкладышей, дополнений к учебникам по основным
предметам. Так, А.П. Рыженковым выпущено пособие "Физика. Человек.
Окружающая среда" - 7 класс (М., 1996), призванное мобилизовать
возможности физики как важного инструмента в сохранении окружающей
среды и устойчивого развития. В учебном пособии "География России"
А.А. Лобжанидзе дал анализ эколого-экономического потенциала современной
географии. Большим воспитательным и теоретическим потенциалом
обладает пропедевтический курс "Химия и экология" В.М. Назаренко,
З.В. Малыхиной и "Курс химии для гуманитарных классов" В.И. Ярных.
Отрадным явлением стало гуманитарное движение в экологическом
образовании. Созданы оригинальные интегрированные экологизированные
курсы по литературе: "Природа и литература" В.М. Сенкевича, "Фольклор"
Н.А. Костаняна и других. Однако научно-педагогическое освоение
эколого-воспитательного потенциала всего гуманитарно-эстетического
цикла предметов и его коррекция - дело будущего, если мы принимаем
концепцию экологического воспитания как воспроизводство экологической
культуры в личности и в обществе. Литература, художественное произведение,
рассмотренное как часть социокультурного процесса, позволяет увидеть
смену цивилизационных парадигм от борьбы, преодоления, покорения
природы ("Старик и море" Э. Хэмингуэя) до осмысления хрупкости,
ранимости природы и появления чувства причастности к ее судьбе
("Жила была сёмушка" Ф. Абрамова). И уж, конечно, подлинно безграничными
возможностями воздействия на эмоционально-чувственную сферу личности
обладают "синтетические" формы литературы и искусства.
Поиск интегрированных форм экологического образования средствами
искусства оригинально представлен в дидактической разработке "Проблемы
экологии - языком искусств" В.Р. Степанова и Л.В. Кузнецовой (Чебоксары,
1993).
7. Самостоятельный блок учебной литературы экологической направленности
составляют учебные пособия для профильных школ, классов с углубленным
изучением, гимназий и лицеев. Эти учебные книги разнообразны как
по жанру, так и по содержанию: от учебного пособия до хрестоматии.
Отметим компьютерный курс "Основы экологии и природопользования"
В.Ф. Шолоховича, А.Г. Гейна, С.В. Котова и других авторов (М.,
Просвещение, 1995), "Человек в биосфере" - учебное пособие В.С.
Голубева и Н.С. Шаповаловой, "Экология, природопользование и охрана
окружающей среды" - пособие для старших школьников Т.А. Деминой.
Активизируют свои позиции географы. Первыми среди географических
изданий назову книгу академика РАО В.П. Максаковского "Глобальные
проблемы человечества". Это третья часть учебного пособия "Географическая
картина мира. 230 каналов углубления" по курсу "Экономическая
и социальная география мира" (Ярославль, Верхне-Волжское книжное
издательство, 1996), во многом призванная заполнить образовавшуюся
в учебной литературе "нишу" по глобальным проблемам. Очень своевременно
появление "Природопользования" - книги для 10-11 классов Н.Ф.
Винокуровой, Г.С. Камериловой, В.В. Николиной и других (М., Просвещение,
1994). Приходится только сожалеть, что в ней отсутствует океан
- очень кризисная, динамическая и очень ранимая экосистема. Назовем
также книги "География и окружающая среда" Ю.Ф. Флоринской (М.),
"Орлов и сын" (1994). Привлекает внимание хрестоматия по географии
"Пространства России" под общей редакцией Д.Н. Замятина (М., МИРОС,
1994), а также "Книга для дополнительного чтения" по программе
"Экологическое развитие", "Человек и окружающая среда" Л.П. Анастасовой,
Т.В. Кучер, И.В. Николаева (М., "Валент", 1995).
Несомненно, своя учебная книга нужна для внеклассной работы,
для учреждений дополнительного образования (см. "Формы экологического
образования в школе": учебно-методическое пособие под редакцией
В.А. Сковородкина, И.З. Сковородкиной - Архангельск, 1994; "Юному
натуралисту" Т.А. Бабакова, А.П. Момотова - "Карелия", 1995).
8. Еще предстоит обосновать, технологически и организационно
обеспечить место валеологии в системе экологического образования.
Процесс подготовки учебных книг по валеологии набирает силу. Ориентиром
для определения валеологией своей "экологической ниши" является
учебное пособие для учащихся 9 класса "Здоровье и окружающая среда"
Б.Т. Величковского, И.Т. Суравегиной, Т.Т. Цыпленковой, изданное
в сопровождении "Методических рекомендаций учителю" И.Т. Суравегина
(М., 1993).
Кстати, учебная, методическая книга для учителя сейчас очень
нужна, при отсутствии в регионах учебников и пособий она поможет
учителю и педагогу выполнить новую социально-экологическую функцию.
Примером создания такого рода литературы могут служить книги -
"Экология с 6 по 11 класс" А.Е. Айларова, Г.К. Беляева, Х.Х. Макоева
и других авторов, изданные в Республике Северная Осетия (Владикавказ,
1994), "Город и окружающая среда" С.В.Алексеева и других авторов
(СПб., 1996), "Экология Курганской области" Т.П. Южаковой (Екатеринбург,
1995), "Экологическое образование учащихся в обучении географии"
Т.В. Кучер (М., Просвещение, 1990), "Полевой практикум по экологии"
М.А. Кузнецовой и других авторов (М., "Наука", 1994).
9. Особое место в череде учебной литературы занимают переводные
зарубежные издания. Они известны и хорошо приняты российскими
педагогами и исследователями в качестве справочной литературы
(Т. Миллер "Жизнь в окружающей среде", III т.; Б. Небел "Наука
об окружающей среде" , II т; П. Ревелль, Ч. Ревелль "Среда нашего
обитания", IV т.). Ознакомление с ними позволяет приобщиться к
энвайронментальной традиции в экологическом движении США (environment
- среда, окружающая среда - англ.), американским образцам учебной
книги. В эпоху становления глобального мышления изучение опыта
коллег на других континентах совершенно необходимо. Крайне важно
изучать и опыт Европы в области экологического образования.
Однако при этом стоит помнить, что экологическая культура существенно
отличается как от американских чипсов, так и от французской косметики.
Ее нельзя импортировать. Наша экологическая культура должна родиться
в России, вырасти из животворных корней российской традиции и
российской ментальности. Вряд ли ее удастся вырастить по формуле
"холизм + фасилитация + кинестетика + энвайронментализм"...
Будучи частью общей культуры этноса, экологическая культура может
успешно развиваться только как часть общей культурной традиции.
Как не допустить ее исчезновения? Ответ на этот главный вопрос
современной социоестественной истории России (современного этапа
социокультурного развития) вряд ли следует искать в талантливых
работах зарубежных экологов. Стоит вспомнить, что между А.С. Пушкиным
и М.М. Бахтиным был Н.В. Гоголь и Ф.И. Тютчев, И.С. Аксаков и
Н.Ф. Фёдоров, Л.Н. Толстой и В.С. Соловьев, В.В. Розанов и С.А.
Есенин, М.М. Пришвин и А.Ф. Лосев, и многие другие великие отечественные
мыслители. А если в соответствии с нашей проблематикой дополнить
список: М.В. Ломоносов, В.В. Докучаев, В.И. Сукачев, В.И. Вернадский,
А.И. Воейков, Л.И. Мечников, Л.Н. Гумилёв, К.Д. Ушинский, В.А.
Сухомлинский, С.С. Шварц, Д.Л. Арманд, Н.Ф. Реймерс, Н.Н. Моисеев,
- то возникает потребность поискать пророков в своем отечестве.
Биосфера давно уже превратилась в глобальную социоприродную систему.
И ее благополучие зависит не только от разнообразия, богатства
биологической жизни, но и от жизни социальной, от разнообразия
культур и экологической культуры как её части.
Вот почему снова мысли возвращаются к главному: возродить отечественные
духовные основы отношения к природе, традиции непотребительского
к ней отношения, природосообразного мышления, поведения и деятельности.
|
Экология и образование |
|
|