Экологическое законодательство Российской Федерации |
ЗАКОН РСФСР
Об охране и использовании памятников истории и
культуры (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1978
г., N 51, ст.1387) (с изменениями на 18 января 1985 года)
от 15 декабря 1978 года
Текст документа с изменениями,
внесенными: указом Президиума Верховного Совета
РСФСР от 18 января 1985 года N б/н.
В СССР, в состав которого входит на основе
добровольного объединения и равноправия с
другими союзными республиками Российская
Советская Федеративная Социалистическая
Республика, памятники истории и культуры
являются достоянием народа. Советское
государство, следуя ленинским принципам
отношения в культурному наследию, создает все
условия для сохранения и эффективного
использования памятников в интересах
коммунистического строительства.
Памятники истории и культуры народов СССР
отражают материальную и духовную жизнь прошлых
поколений, многовековую историю нашей Родины,
борьбу народных масс за ее свободу и
независимость, революционное движение,
становление и развитие Советского
социалистического государства.
В памятниках истории и культуры воплощены
выдающиеся события Великой Октябрьской
социалистической революции, Гражданской и
Великой Отечественной войн, трудовые подвиги
рабочего класса, колхозного крестьянства и
интеллигенции, братская дружба народов нашей
страны, героическая борьба советского народа за
построение социализма и коммунизма.
Памятники истории и культуры народов СССР
составляют неотъемлемую часть мирового
культурного наследия, свидетельствуют об
огромном вкладе народов нашей страны в развитие
мировой цивилизации.
В СССР памятники служат целям развития науки,
народного образования и культуры, формирования
высокого чувства советского патриотизма,
идейно-нравственного, интернационального и
эстетического воспитания трудящихся.
Охрана памятников - важная задача
государственных органов и общественных
организаций. Бережное отношение к памятникам
истории и культуры - патриотический долг каждого
советского гражданина.
Советское законодательство призвано активно
способствовать улучшению дела охраны и
использования памятников истории и культуры,
дальнейшему укреплению законности в этой
области.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Памятники истории и
культуры
Памятниками истории и культуры являются
сооружения, памятные места и предметы, связанные
с историческими событиями в жизни народа,
развитием общества и государства, произведения
материального и духовного творчества,
представляющие историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность.
Все памятники истории и культуры, находящиеся
на территории РСФСР, охраняются государством.
Статья 2. Задачи советского
законодательства об охране и использовании
памятников истории и культуры
Советское законодательство об охране и
использовании памятников истории и культуры
регулирует общественные отношения в области
охраны и использования памятников в целях
обеспечения их сохранности для настоящего и
будущих поколений, эффективного использования
для научного изучения и пропаганды памятников в
интересах коммунистического воспитания
трудящихся.
Статья 3. Законодательство Союза
ССР и РСФСР об охране и использовании памятников
истории и культуры
Законодательство Союза ССР и РСФСР об охране и
использовании памятников истории и культуры
состоит из Закона СССР "Об охране и
использовании памятников истории и культуры"
и издаваемых в соответствии с ним иных актов
законодательства Союза ССР, настоящего Закона и
других актов законодательства РСФСР об охране и
использовании памятников истории и культуры.
Статья 4. Собственность на
памятники истории и культуры
Памятники истории и культуры находятся в
собственности государства, а также колхозов и
других кооперативных организаций, их
объединений, профсоюзных и иных общественных
объединений и в личной собственности граждан.
Вновь выявляемые объекты, представляющие
историческую, научную, художественную или иную
культурную ценность, которые не имеют
собственника или собственник которых
неизвестен, поступают в собственность
государства, если иное не предусмотрено
законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 5. Порядок отчуждения
памятников истории и культуры
Продажа, дарение или иное отчуждение
памятников истории и культуры допускается с
обязательным предварительным уведомлением
государственных органов охраны памятников. При
продаже памятников государство имеет
преимущественное право покупки.
Статья 6. Виды памятников истории и
культуры
К памятникам истории и культуры в соответствии
со статьей 1 настоящего Закона относятся:
- памятники истории - здания, сооружения, памятные
места и предметы, связанные с важнейшими
историческими событиями в жизни народа,
развитием общества и государства, революционным
движением, с Великой Октябрьской
социалистической революцией, Гражданской и
Великой Отечественной войнами, социалистическим
и коммунистическим строительством, укреплением
международной солидарности, а также с развитием
науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью
выдающихся политических, государственных,
военных деятелей, народных героев, деятелей
науки, литературы и искусства; захоронения
погибших за свободу и независимость Родины;
- памятники археологии - городища, курганы,
остатки древних поселений, укреплений,
производств, каналов, дорог, древние места
захоронений, каменные изваяния, лабиринты,
наскальные изображения, старинные предметы,
участки исторического культурного слоя древних
населенных пунктов;
- памятники градостроительства и архитектуры -
архитектурные ансамбли и комплексы,
исторические центры, кремли, кварталы, площади,
улицы, набережные, остатки древней планировки и
застройки городов и других населенных пунктов;
сооружения гражданской, промышленной, военной,
культовой архитектуры, народного зодчества, а
также связанные с ними произведения
монументального, изобразительного,
декоративно-прикладного, садово-паркового
искусства, природные ландшафты;
- памятники искусства - произведения
монументального, изобразительного,
декоративно-прикладного и иных видов искусства;
- документальные памятники - акты органов
государственной власти и органов
государственного управления, другие письменные
и графические документы, кинофотодокументы и
звукозаписи, а также древние и другие рукописи и
архивы, записи фольклора и музыки, редкие
печатные издания.
К памятникам истории и культуры могут быть
отнесены и другие объекты, представляющие
историческую, научную, художественную или иную
культурную ценность.
Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И
КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ. УЧАСТИЕ
ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В
ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ
Статья 7. Государственное
управление в области охраны и использования
памятников истории и культуры
В соответствии с Законом СССР "Об охране и
использовании памятников истории и культуры"
государственное управление в области охраны и
использования памятников истории и культуры в
РСФСР осуществляется Советом Министров СССР,
Советом Министров РСФСР, Советами Министров
автономных республик, исполнительными
комитетами краевых, областных Советов народных
депутатов, Советов народных депутатов
автономных областей и автономных округов,
районных, городских, районных в городах,
поселковых и сельских Советов народных
депутатов, а также специально уполномоченными на
то государственными органами охраны памятников
в соответствии с законодательством Союза ССР и
РСФСР.
Статья 8. Обеспечение охраны и
использования памятников истории и культуры
Советами Министров автономных республик,
исполнительными комитетами местных Советов
народных депутатов
Советы Министров автономных республик,
исполнительные комитеты краевых, областных
Советов народных депутатов, Советов народных
депутатов автономных областей и автономных
округов, районных, городских, районных в городах,
поселковых и сельских Советов народных
депутатов в пределах прав, предоставленных
законом, обеспечивают охрану, использование,
выявление, учет, реставрацию и пропаганду
памятников истории и культуры, находящихся на
территории автономной республики или на
территории соответствующего Совета, привлекают
общественность к проведению мероприятий по
охране, использованию и пропаганде памятников,
организуют над ними шефство предприятий,
учреждений и организаций, обеспечивают
соблюдение законодательства об охране и
использовании памятников истории и культуры.
Статья 9. Специально
уполномоченные государственные органы охраны
памятников
Специально уполномоченными государственными
органами охраны памятников в РСФСР являются
Министерство культуры РСФСР, Главное архивное
управление при Совете Министров РСФСР, местные
органы культуры и местные архивные органы в
пределах их компетенции, а также иные
государственные органы, в соответствии с
законодательством Союза ССР и РСФСР.
Министерство культуры РСФСР и местные органы
культуры в пределах их компетенции осуществляют
государственное управление в области охраны и
использования памятников истории, археологии,
градостроительства и архитектуры, искусства.
Главное архивное управление при Совете
Министров РСФСР и местные архивные органы в
пределах их компетенции осуществляют
государственное управление в области охраны и
использования документальных памятников.
Указания специально уполномоченных
государственных органов охраны памятников по
вопросам охраны и использования памятников
истории и культуры обязательны для предприятий,
учреждений и организаций независимо от их
ведомственной подчиненности, а также для
граждан.
Статья 10. Государственный контроль
за охраной и использованием памятников истории и
культуры
Государственный контроль за охраной и
использованием памятников истории и культуры
имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми
министерствами, государственными комитетами и
ведомствами, государственными, кооперативными и
другими общественными предприятиями,
учреждениями, организациями и гражданами
обязанностей по соблюдению установленного
порядка охраны, использования, учета и
реставрации памятников, а также иных правил,
предусмотренных законодательством Союза ССР и
РСФСР.
Государственный контроль за охраной и
использованием памятников истории и культуры
осуществляется Советами народных депутатов, их
исполнительными и распорядительными органами и
специально уполномоченными на то
государственными органами в соответствии с
законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 11. Комиссии содействия
охране памятников истории и культуры
В целях улучшения охраны и использования
памятников истории и культуры при Советах
Министров автономных республик, исполнительных
комитетах краевых, областных Советов народных
депутатов, Советов народных депутатов
автономных областей и автономных округов,
районных, городских, районных в городах,
поселковых и сельских Советов народных
депутатов создаются комиссии содействия охране
памятников истории и культуры из работников
органов и учреждений культуры, науки, народного
образования, архивных органов и учреждений,
представителей творческих союзов и других
общественных организаций.
Статья 12. Участие общественных
организаций, трудовых коллективов и граждан в
осуществлении мероприятий по охране и
использованию памятников истории и культуры
Профессиональные союзы, организации молодежи,
Всероссийское общество охраны памятников
истории и культуры, научные общества, творческие
союзы и другие общественные организации,
трудовые коллективы, а также граждане оказывают
содействие государственным органам в
осуществлении мероприятий по охране,
использованию, выявлению учету, реставрации
памятников истории и культуры и распространению
знаний о них.
Общественные организации и трудовые
коллективы принимают участие в работе,
направленной на обеспечение сохранности
памятников истории и культуры, в соответствии с
законодательством Союза ССР и РСФСР, а также с
уставами (положениями) общественных организаций.
Забота о сохранении памятников истории и
культуры - долг и обязанность граждан РСФСР.
Статья 12 - с изменениями, внесенными
Указом от 18 января 1985 г. (Ведомости Верховного
Совета РСФСР, 1985 г., N 4, ст.117).
Статья 13. Участие Всероссийского
общества охраны памятников истории и культуры в
обеспечении сохранности и правильного
использования памятников истории и культуры
Всероссийское общество охраны памятников
истории и культуры способствует привлечению
широких слоев населения к активному и
непосредственному участию в охране памятников,
осуществляет пропаганду памятников и
законодательства об охране и использовании,
активно содействует работе государственных
органов охраны памятников и установлению
шефства предприятий, учреждений и организаций
над памятниками истории и культуры, осуществляет
общественный контроль за их сохранностью и
правильным использованием, а также выполняет
другие функции в соответствии с Уставом Общества
и законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 14. Участие предприятий,
учреждений и организаций в охране и
использовании памятников истории и культуры
Предприятия, учреждения, организации, а также
колхозы и другие кооперативные организации и их
объединения содействуют органам охраны
памятников в проведении мероприятий по охране,
использованию, выявлению, учету- реставрации
памятников истории и культуры и распространению
знаний о них.
Предприятия, учреждения и организации по
согласованию с соответствующими органами охраны
памятников могут устанавливать шефство над
памятниками истории и культуры в целях
обеспечения их сохранности и благоустройства
прилегающих к ним территорий.
Статья 15. Пропаганда памятников
истории и культуры специально уполномоченными
государственными органами охраны памятников
Специально уполномоченные государственные
органы охраны памятников совместно с органами и
учреждениями науки и народного образования с
участием органов массовой информации
осуществляют пропаганду памятников истории и
культуры в целях широкого привлечения населения
к изучению памятников и участию в их охране.
Раздел III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 16. Организация
государственного учета памятников истории и
культуры
Памятники истории и культуры, независимо от
того, в чьей собственности они находятся,
подлежат государственному учету.
В соответствии с Законом СССР "Об охране и
использовании памятников истории и культуры"
государственный учет памятников истории и
культуры осуществляется в порядке, определяемом
Советом Министров СССР.
Статья 17. Отнесение памятников
истории и культуры к памятникам общесоюзного,
республиканского и местного значения
В целях организации учета и охраны памятников
истории и культуры недвижимые памятники
подразделяются на памятники общесоюзного,
республиканского и местного значения.
Отнесение памятников истории и культуры к
категории памятников общесоюзного,
республиканского или местного значения
производится в соответствии с законодательством
Союза ССР и РСФСР.
Статья 18. Порядок отнесения
памятников истории и культуры к памятникам
республиканского и местного значения
Отнесение недвижимых памятников истории и
культуры к категории памятников
республиканского значения производится Советом
Министров РСФСР по представлению Министерства
культуры РСФСР, а к категории памятников
местного значения - Советами Министров
автономных республик, исполнительными
комитетами краевых, областных, Московского и
Ленинградского городских Советов народных
депутатов по согласованию с Министерством
культуры РСФСР.
Исключение памятников истории и культуры из
числа памятников республиканского и местного
значения допускается только по решению Совета
Министров РСФСР.
Статья 19. Государственный учет
памятников истории и культуры, находящихся в
музеях, библиотеках и архивах
В соответствии с Законом СССР "Об охране и
использовании памятников истории и культуры"
государственный учет памятников истории и
культуры, находящихся в музеях, библиотеках,
архивах, в других учреждениях и организациях,
производится в порядке, определяемом
законодательством Союза ССР о музейном и
архивном фондах СССР.
Статья 20. Государственный учет
памятников истории и культуры, находящихся в
личной собственности граждан
Предметы старины, произведения
изобразительного и декоративно-прикладного
искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие
печатные издания, другие предметы и документы,
находящиеся в личной собственности граждан и
представляющие значительную историческую,
научную, художественную или иную культурную
ценность, признаются памятниками истории и
культуры и подлежат государственному учету в
целях наиболее полного выявления памятников и
оказания содействия в обеспечении их
сохранности.
Раздел IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ
Статья 21. Использование памятников
истории и культуры
Памятники истории и культуры используются в
целях развития науки, народного образования и
культуры, патриотического, идейно-нравственного,
интернационального и эстетического воспитания.
Использование памятников истории и культуры в
хозяйственных и иных целях допускается, если это
не наносит ущерба сохранности памятников и не
нарушает их историко-художественной ценности.
Статья 22. Предоставление в
пользование памятников истории и культуры
Предоставление памятников истории и культуры в
пользование государственным, кооперативным и
другим общественным предприятиям, учреждениям,
организациям, а также другим организациям и
лицам для научных, культурно-просветительных,
туристских и иных целей осуществляется в порядке
и с соблюдением условий, определяемых
законодательством Союза ССР и РСФСР.
Недвижимые памятники истории и культуры
республиканского и местного значения
предоставляются в пользование в порядке,
определяемом Советом Министров РСФСР.
Ставки арендной платы за пользование
памятниками истории и культуры устанавливаются
Советом Министров РСФСР.
Статья 23. Порядок расходования
средств, поступающих от использования
памятников истории и культуры
Денежные средства, поступающие от
использования памятников истории и культуры, а
также средства, поступающие в соответствии со
статьей 54 настоящего Закона, зачисляются в
установленном порядке на специальные счета
государственных органов охраны памятников, в
ведении которых находятся памятники, и
расходуются ими только на мероприятия по охране,
реставрации, консервации, ремонту памятников.
Статья 24. Порядок расходования
средств, выделяемых из государственного бюджета
РСФСР на охрану и использование памятников
истории и культуры
Денежные средства, выделяемые из
республиканского бюджета РСФСР, государственных
бюджетов автономных республик и местных
бюджетов на охрану и использование памятников
истории и культуры, расходуются на мероприятия
по охране, реставрации, консервации, ремонту
памятников, их выявлению, изучению и пропаганде.
Статья 25. Обязанности предприятий,
учреждений и организаций, в собственности или
пользовании которых находятся памятники истории
и культуры
Предприятия, учреждения и организации, в
собственности или пользовании которых находятся
памятники истории и культуры, несут
ответственность за их сохранность и обязаны
соблюдать правила охраны, использования, учета и
реставрации памятников.
Статья 26. Обязанности граждан, в
личной собственности которых находятся
памятники истории и культуры
Граждане, в личной собственности которых
находятся памятники истории и культуры, обязаны
соблюдать правила охраны, использования, учета и
реставрации памятников.
Статья 27. Правила охраны,
использования и реставрации памятников истории
и культуры
В соответствии с Законом СССР "Об охране и
использовании памятников истории и культуры"
правила охраны, использования и реставрации
памятников истории и культуры устанавливаются в
порядке, определяемом Советом Министров СССР.
Статья 28. Изъятие памятников
истории и культуры у предприятий, учреждений и
организаций
Памятники истории и культуры, используемые не в
соответствии с их характером и назначением,
подвергающиеся угрозе уничтожения или порчи,
могут быть изъяты у предприятия, учреждения,
организации в порядке, определяемом
законодательством Союза ССР.
Статья 29. Изъятие памятников
истории и культуры, принадлежащих гражданам
Если гражданин не обеспечивает сохранности
принадлежащего ему памятника истории и культуры,
этот памятник в соответствии со статьей 142
Гражданского кодекса РСФСР может быть изъят в
судебном порядке с соответствующим возмещением.
Если гражданин систематически использует
памятник истории и культуры для извлечения
нетрудовых доходов, этот памятник в соответствии
со статьей III Гражданского кодекса РСФСР может
быть безвозмездно изъят в судебном порядке.
Статья 30. Обеспечение сохранности
памятников истории и культуры, находящихся на
землях, предоставленных в пользование
Предприятия, учреждения, организации и
граждане обязаны обеспечить сохранность
памятников истории и культуры, находящихся на
землях, предоставленных им в пользование.
Статья 31. Реставрация, консервация
и ремонт памятников истории и культуры
Реставрация, консервация и ремонт памятников
истории и культуры осуществляются только с
ведома государственных органов охраны
памятников и под их контролем.
Проекты реставрации, консервации и ремонта
памятников истории и культуры подлежат
согласованию с государственными органами охраны
памятников и утверждаются в установленном
порядке.
Реставрация, консервация и ремонт памятников
истории и культуры производятся специальными
научно-реставрационными организациями, а также
строительными, ремонтными и
ремонтно-строительными организациями под
наблюдением специалистов-реставраторов.
Статья 32. Средства, за счет которых
осуществляются реставрация, консервация и
ремонт памятников истории и культуры
Реставрация, консервация и ремонт памятников
истории и культуры осуществляются за счет
средств пользователей или собственников
памятников, а также за счет средств
государственных органов охраны памятников.
Реставрация, консервация и ремонт памятников
истории и культуры, не находящихся в пользовании
предприятий, учреждений и организаций или
подлежащих музейному показу, осуществляются за
счет средств государственных органов охраны
памятников.
Статья 33. Зоны охраны памятников
истории и культуры
В целях обеспечения памятников истории,
археологии, градостроительства и архитектуры,
монументального искусства устанавливаются
охранные зоны, зоны регулирования застройки и
зоны охраняемого природного ландшафта в порядке,
определяемом законодательством Союза ССР и
РСФСР.
Проекты районной планировки, генеральные планы
городов, поселков городского типа и сельских
населенных пунктов, проекты детальной
планировки и застройки должны предусматривать
охранные зоны, зоны регулирования застройки и
зоны охраняемого природного ландшафта.
Статья 34. Порядок установления зон
охраны памятников истории и культуры
республиканского и местного значения
Зоны охраны памятников истории, археологии,
градостроительства и архитектуры,
монументального искусства республиканского и
местного значения устанавливаются Советами
Министров автономных республик, исполнительными
комитетами краевых, областных, Московского и
Ленинградского городских Советов народных
депутатов по согласованию с Министерством
культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны
памятников истории и культуры.
Статья 35. Запрещение производства
земляных, строительных и других работ, а также
хозяйственной деятельности в зонах охраны
памятников истории и культуры
В пределах охранных зон, зон регулирования
застройки и зон охраняемого природного
ландшафта запрещается производство земляных,
строительных и других работ, а также
хозяйственная деятельность без разрешения
соответствующих органов охраны памятников Союза
ССР или РСФСР.
В пределах зон охраны памятников истории и
культуры республиканского и местного значения
производство указанных работ и хозяйственная
деятельность запрещаются без разрешения
Министерства культуры РСФСР. Разрешение на
проведение работ в пределах указанных зон
выдается по представлениям Советов Министров
автономных республик, исполнительных комитетов
краевых, областных, Московского и Ленинградского
городских Советов народных депутатов (часть в
редакции Указа Президиума Верховного Совета
РСФСР от 18 января 1985 года N б/н).
Статья 36. Охрана
историко-культурных заповедников
В соответствии с Законом СССР "Об охране и
использовании памятников истории и культуры"
ансамбли и комплексы памятников истории и
культуры, представляющие особую историческую,
научную, художественную или иную культурную
ценность, могут быть объявлены решениями Совета
Министров СССР или Совета Министров РСФСР
историко-культурными заповедниками, охрана
которых осуществляется на основании особого о
каждом из них положения.
Объявленные Советом Министров РСФСР
историко-культурные заповедники охраняются на
основании положений, утверждаемых в порядке,
определяемом Советом Министров РСФСР.
Статья 37. Охрана заповедных мест
Отдельные участки городов и других населенных
пунктов, имеющие особую историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность, а
также памятные места, связанные с важнейшими
историческими событиями, могут быть объявлены
заповедными местами Советами Министров
автономных республик, исполнительными
комитетами краевых, областных, Московского и
Ленинградского городских Советов народных
депутатов по согласованию с Министерством
культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны
памятников истории и культуры.
Охрана заповедных мест осуществляется на
основании положений, утверждаемых в порядке,
определяемом Советом Министров РСФСР.
Статья 38. Охрана произведений
садово-паркового искусства и природных
ландшафтов
Охрана произведений садово-паркового
искусства и природных ландшафтов, отнесенных к
памятникам истории и культуры или связанных с
ними, осуществляется органами охраны памятников
совместно с другими заинтересованными органами
в соответствии с законодательством Союза ССР и
РСФСР об охране памятников истории и культуры и
об охране окружающей природной среды.
Статья 39. Охрана вновь выявляемых
памятников истории и культуры
Вновь выявляемые объекты, представляющие
историческую, научную, художественную или иную
культурную ценность, впредь до решения вопроса о
принятии их на государственный учет как
памятников истории и культуры подлежат охране в
соответствии с требованиями Закона СССР "Об
охране и использовании памятников истории и
культуры" и настоящего Закона.
Статья 40. Согласование с органами
охраны памятников проектов планировки,
застройки и реконструкции городов и других
населенных пунктов, имеющих памятников истории и
культуры
Проекты планировки, застройки и реконструкции
городов и других населенных пунктов, имеющих
памятники истории, археологии,
градостроительства и архитектуры,
монументального искусства, подлежат
согласованию с Министерством культуры РСФСР и
Всероссийским обществом охраны памятников
истории и культуры.
Статья 41. Запрещение сноса,
перемещения, изменения памятников истории и
культуры
В соответствии с Законом СССР "Об охране и
использовании памятников истории и культуры"
снос, перемещение, изменение недвижимых
памятников истории и культуры запрещаются.
Исключение из этого правила может допускаться
лишь с особого в каждом отдельном случае
разрешения Совета Министров СССР - в отношении
памятников общесоюзного значения, Совета
Министров РСФСР - в отношении памятников
республиканского и местного значения.
Предприятие, учреждение, организация,
получившие такое разрешение, при осуществлении
сноса, перемещения или изменения памятника
обязаны обеспечить соблюдение условий,
предусмотренных законодательством Союза ССР и
РСФСР, а соответствующий государственный орган
охраны памятников провести работы по научному
изучению и фиксации памятников.
Расходы, связанные с осуществлением указанных
работ, производятся за счет предприятия,
учреждения, организации, получивших разрешение
на снос, перемещение или изменение памятника.
Статья 42. Обеспечение сохранности
памятников истории и культуры при производстве
строительных и других работ
Строительные, мелиоративные, дорожные и другие
работы, которые могут создавать угрозу для
существования памятников истории и культуры,
производятся только по согласованию с
государственными органами охраны памятников и
после осуществления мероприятий, обеспечивающих
сохранность памятников.
Проекты строительных, мелиоративных, дорожных
и других работ должны быть согласованы с
государственными органами охраны памятников и
предусматривать мероприятия, обеспечивающие
сохранность памятников истории и культуры.
Предприятия, учреждения и организации в случае
обнаружения в процессе ведения работ
археологических и других объектов, имеющих
историческую, научную художественную или иную
культурную ценность, обязаны сообщить об этом
государственному органу охраны памятников и
приостановить дальнейшее ведение работ.
Статья 43. Осуществление
мероприятий по обеспечению сохранности
памятников истории и культуры при производстве
строительных и других работ
Мероприятия по обеспечению сохранности
памятников истории и культуры при производстве
строительных, мелиоративных, дорожных и других
работ осуществляются предприятиями,
учреждениями и организациями, ведущими эти
работы, с привлечением специализированных
научных или научно-реставрационных организаций
и координируются соответствующими
государственными органами охраны памятников.
Указанные мероприятия включают выявление
памятников, их исследование и фиксацию, передачу
вещественных находок в музеи или другие
государственные хранилища и иные работы,
проводимые по указанию государственных органов
охраны памятников.
Финансирование указанных мероприятий
производится за счет предприятий, учреждений и
организаций, осуществляющих строительные,
мелиоративные, дорожные и другие работы.
Статья 44. Приостановление
строительных и иных работ, представляющих
опасность для памятников истории и культуры
Государственные органы охраны памятников
имеют право приостанавливать строительные,
мелиоративные, дорожные и другие работы в случае
возникновения в процессе проведения этих работ
опасности для памятников истории и культуры либо
нарушения правил их охраны.
Статья 45. Возобновление
строительных и иных работ, приостановленных в
связи с возникновением опасности для памятников
истории и культуры
Строительные, мелиоративные, дорожные и другие
работы, приостановленные в случаях, указанных в
статьях 42 и 44 настоящего Закона, могут быть
возобновлены с разрешения соответствующего
государственного органа охраны памятников лишь
после устранения возникшей опасности для
памятников или допущенного нарушения правил их
охраны.
Статья 46. Ограничение движения
транспортных средств в охранных зонах и вблизи
памятников истории и культуры
Советы Министров автономных республик и
исполнительные комитеты местных Советов
народных депутатов вправе ограничить или
запретить движение транспортных средств,
самоходных машин и механизмов по дорогам,
прилегающим к памятникам истории и культуры или
пролегающим через их охранные зоны, если
создается угроза для существования памятников.
Статья 47. Ведение раскопок и
разведок памятников археологии
Ведение раскопок и разведок памятников
археологии допускается только при наличии
разрешений (открытых листов), выдаваемых и
регистрируемых в установленном порядке.
Учреждения, организации и граждане,
осуществляющие археологические работы, обязаны
обеспечить сохранность памятников.
Статья 48. Собирание памятников
истории и культуры
Собирание старинных документальных
памятников, произведений древней живописи и
древнего декоративно-прикладного искусства
учреждениями, организациями либо гражданами
допускается при наличии специальных разрешений,
выдаваемых и регистрируемых в установленном
порядке.
Статья 49. Выдача и регистрация
специальных разрешений на собирание памятников
истории и культуры
Специальные разрешения на собирание
учреждениями, организациями либо гражданами
старинных документальных памятников на
территории РСФСР выдаются Главным архивным
управлением при Совете Министров РСФСР и
регистрируются местными архивными органами.
Специальные разрешения на собирание
учреждениями, организациями либо гражданами
произведений древней живописи и древнего
декоративно-прикладного искусства в РСФСР
выдаются Министерством культуры РСФСР и
регистрируются местными органами культуры.
Статья 50. Запрещение вывоза
памятников истории и культуры за пределы СССР
В соответствии с Законом СССР "Об охране и
использовании памятников истории и культуры"
вывоз памятников истории и культуры за пределы
СССР запрещается.
Исключение из этого правила допускается лишь с
особого в каждом отдельном случае разрешения,
выдаваемого в порядке, определяемом
законодательством Союза ССР.
Статья 51. Порядок временного
вывоза памятников истории и культуры за пределы
СССР
В соответствии с Законом СССР "Об охране и
использовании памятников истории и культуры"
в целях развития международного культурного
обмена разрешается временный вывоз памятников
истории и культуры за пределы СССР с соблюдением
правил и условий, специально устанавливаемых для
каждого случая соответствующим государственным
органом Союза ССР.
Статья 52. Охрана памятников
истории и культуры, ввозимых в РСФСР
Памятники истории и культуры, являющиеся
собственностью иностранных государств,
организаций и лиц, временно ввозимые в РСФСР в
целях культурного обмена на основе
соответствующих договоров, охраняются
государством.
Раздел V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 53. Ответственность за
нарушение законодательства об охране и
использовании памятников истории и культуры
Лица, виновные в невыполнении правил охраны,
использования, учета и реставрации памятников
истории и культуры, нарушения режима зон их
охраны, а также в других нарушениях
законодательства об охране и использовании
памятников, несут уголовную, административную
или иную ответственность в соответствии с
законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 54. Восстановление памятника
истории и культуры и возмещение убытков в случае
причинения вреда памятнику
Предприятия, учреждения, организации и
граждане, причинившие вред памятнику истории и
культуры или его охранной зоне, обязаны
восстановить в прежнем состоянии памятник или
его охранную зону, а при невозможности этого -
возместить причиненные убытки в соответствии с
законодательством Союза ССР и РСФСР.
Восстановление памятника или его охранной зоны
осуществляется с соблюдением установленного
порядка реставрации памятников истории и
культуры.
Должностные лица и другие работники, по вине
которых предприятия, учреждения и организации
понесли расходы, связанные с возмещением
убытков, указанных в части первой настоящей
статьи, несут в установленном порядке
материальную ответственность.
Раздел VI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Статья 55. Международные договоры
Если международным договором СССР установлены
иные правила, чем те, которые содержатся в
советском законодательстве об охране и
использовании памятников истории и культуры, то
применяются правила международного договора.
Такой же порядок применяется в отношении
законодательства об охране и использовании
памятников истории и культуры РСФСР, если в
международном договоре РСФСР установлены иные
правила, чем предусмотренные законодательством
об охране и использовании памятников истории и
культуры РСФСР.
(Статья в редакции Указа Президиума Верховного
Совета РСФСР от 18 января 1985 года N б/н). О ПОРЯДКЕ
ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РСФСР "ОБ ОХРАНЕ И
ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ".
Статьи 2 и 3 не приводятся, как не содержащие норм,
подлежащих включению в Свод законов РСФСР.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
от 15 декабря 1978 г.
(Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1978 г., N 51,
ст.1388)
Верховный Совет Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики постановляет:
1. Ввести в действие Закон РСФСР "Об охране и
использовании памятников истории и культуры"
с 1 марта 1979 года.
Экологическое законодательство Российской Федерации |
|