Экологическое законодательство Российской Федерации |
Министерство Экологии и Природопользования
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
РУКОВОДСТВО
по проведению оценки воздействия на окружающую
среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке
технико-экономических обоснований и проектов
строительства (реконструкции, расширения и
технического перевооружения) хозяйственных
объектов и комплексов
от 1 января 1992 года
1. Общие положения
1.1. Настоящее Руководство
разработано:
(а) для методического обеспечения проведения
оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при
подготовке и принятии решений о развитии
производительных сил*; в том числе, при
подготовке материалов по выбору площадки,
технико-экономических обоснований и проектов
строительства (расширения, реконструкции,
технического перевооружения)
народнохозяйственных объектов и комплексов,
независимо от форм собственности, их сметной
стоимости и функционального назначения, если
другое не оговорено законодательством РСФСР.
(б) в развитие "Временной инструкции о
порядке проведения оценки воздействия на
окружающую среду при разработке технико-
экономических обоснований (расчетов) и проектов
строительства народнохозяйственных объектов и
комплексов", утвержденной Госкомприродой СССР
18 мая 1990 года, а также отраслевых нормативных
документов о порядке проведения ОВОС,
приведенных в приложении 1 ;
(в) в дополнение к действующим нормативно -
правовым и инструктивно - методическим
документам, регламентирующим проектирование с
учетом требований природоохранительного
законодательства Российской Федерации*; в
частности, в дополнение к Приложению 4 СНиП 1.02.01-85.
(г) в соответствии с Международной конвенцией
об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном контексте, принятой странами
Европейской экономической комиссии 25 февраля 1991
года (Финляндия);
(д) Управлением экологических нормативов и
методического обеспечения экспертизы
Государственной экологической экспертизы
Минприроды РСФСР;
предназначено для:
(а) организаций - заказчиков проектной
документации (инициаторов деятельности),
представляющих гарантии обществу по
предотвращению (смягчению) отрицательных
экологических последствий реализации
намечаемой деятельности;
(б) организаций - разработчиков проектной
документации (подрядчиков), представляющих
гарантии заказчикам по обеспечению
экологической безопасности реализации
намечаемой деятельности;
(в) органов государственного контроля (и
надзора) в области природопользования и охраны
окружающей среды;
(г) организаций и специалистов (субподрядчиков),
привлекаемых к проведению ОВОС;
(д) заинтересованных общественных организаций
и лиц, принимающих участие в обсуждении
проектных замыслов и результатов ОВОС на всех
стадиях проектирования;
(е) подразделений ведомственной и
вневедомственной экспертизы проектов и смет;
определяет:
(а) назначение ОВОС в системе подготовки и
принятия хозяйственных решений;
(б) принципы ОВОС;
(в) ответственность за организацию и проведение
ОВОС;
(г) порядок проведения общественных слушаний;
(д) процедуры ОВОС при разработке проектной
документации;
(е) порядок оформления результатов ОВОС.
1.2. Главной целью введения ОВОС в процесс
проектирования является создание условий для:
(1) всестороннего рассмотрения всех
предполагаемых преимуществ и потерь
экологического, экономического и социального
характера, связанных с хозяйственным развитием;
(2) поиска оптимальных проектных решений,
способствующих:
(а) недопущению деградации окружающей среды;
(б) обеспечению
социально-эколого-экономической
сбалансированности хозяйственного развития;
(в) улучшению условий жизни людей;
(г) выработке эффективных мер по снижению
уровня вынужденных неблагоприятных воздействий
на окружающую среду до незначимого или
приемлемого уровня.
1.3 Понятия, термины и определения
1.3.1. Оценка воздействия на окружающую среду*
(ОВОС) - это: понятие "окружающая среда"
при проведении ОВОС включает такие факторы как
флору, фауну, почву, воздух, воду, климат,
ландшафт, исторические памятники и другие
материальные объекты или взаимосвязь между
этими факторами. Это понятие необходимо для
выявления последствий для общества (через
изменения вышеперечисленных факторов) в
условиях социально-экономического и культурного
развития.
(1) выявление, анализ, оценка и учет в проектных
решениях:
(а) предполагаемых воздействий намечаемой
хозяйственной деятельности;
(б) изменений в окружающей среде, как
результатов этих воздействий;
(в) последствий для общества, к которым приведут
изменения в окружающей среде;
(2) выявление, анализ и сравнение всех реальных и
разумных альтернатив (включая полный отказ от
деятельности) на основе
социально-эколого-экономических оценок каждой
из них;
(3) форма, в рамках которой заказчик
представляет результаты проведенных процедур
ОВОС в процессе разработки проектного замысла на
различных стадиях проектирования;
(4) инструмент принятия решений; результаты ОВОС
должны представлять ясную картину изученных
альтернативных возможностей развития и их
последствий для общества со взвешенной
социально-эколого-экономической оценкой
преимуществ и недостатков каждой альтернативы.
1.3.2. Воздействие понимается как единовременный
или периодический акт, либо постоянный процесс
привноса или изъятия по отношению к окружающей
среде любой материальной субстанции.
1.3.3. Изменение принимается как перемена
(обратимая или необратимая) в средообразующих
компонентах или их сочетаниях в результате
оказанных воздействий.
1.3.4. Последствие понимается как осознаваемое
субъектом (человеком или определенной
социальной группой) изменение в окружающей
среде, приводящее к изменению условий жизни
этого субъекта.
1.3.5. Общественные слушания - это обобщенное
наименование этапа в процедуре ОВОС,
позволяющего выявлять
(предсказывать),анализировать, оценивать и
учитывать в проектных решениях экологические и
связанные с ними последствия реализации
намечаемой деятельности.
1.3.6. Процедура понимается как
последовательность организационно и логически
взаимосвязанных действий. Процедуры ОВОС
являются неотъемлемой и обязательной частью
процесса проектирования на всех стадиях.
Результаты проведения ОВОС должны быть
представлены на государственную экспертизу, в
том числе государственную экологическую
экспертизу, в составе предпроектной и проектной
документации.
1.4. Принципы ОВОС
(1) интеграция (рассмотрение во взаимосвязи)
технологических, технических, социальных,
природоохранных, экономических и других
показателей проектных предложений;
(2) альтернативность проектных решений,
формирование новых вариантов;
(3) применение ОВОС в качестве инструмента
формирования решений на самых ранних этапах
проектирования;
(4) доступность информации по проектным
решениям для общественности на самой ранней
стадии рассмотрения проекта;
(5) ответственность заказчика ( инициатора)
деятельности за последствия реализации
проектных решений.
1.5. Проведение процедур ОВОС в полном объеме
является обязательным для видов хозяйственной
деятельности, перечисленных в приложении 2 к
настоящему Руководству.
Для видов хозяйственной деятельности, не
вошедших в перечень (Приложение 2), обязательным
является разработка "проекта Заявления о
воздействии на окружающую среду (ЗВОС)".
Решение о целесообразности проведения всех
последующих процедур ОВОС принимается
государственными органами власти, управления и
контроля (надзора) по результатам рассмотрения
"проекта ЗВОС" и на основании оценки степени
значимости предполагаемых воздействий
намечаемой деятельности на окружающую среду (см.
сноску (3) к п.5.3 (б)).
2. Ответственность участников проведения ОВОС
2.1. Заказчик несет ответственность за:
(1) организацию и проведение ОВОС в процессе
проектирования;
(2) учет и представление результатов ОВОС в
составе предпроектной и проектной документации
в государственные органы контроля;
(3) экологические и связанные с ними последствия
реализации проектного замысла (при
строительстве новых, реконструкции, расширении,
техническом перевооружении, эксплуатации и
ликвидации хозяйственных объектов и комплексов).
2.1.1. Заказчик обеспечивает финансирование всех
процедур ОВОС и связанных с ними необходимых
изысканий и исследований. Финансирование
процедур ОВОС должно быть предусмотрено в сметах
расходов на разработку предпроектной и
проектной документации.
2.1.2. Заказчик обеспечивает организацию
необходимых:
(1) контактов с государственными органами
власти, управления и контроля;
(2) общественных слушаний проектного замысла.
2.1.3. Заказчик предоставляет разработчику
(подрядчику) имеющуюся ретроспективную
информацию об экологических и связанных с ними
последствиях строительства и эксплуатации
аналогичных действующих объектов, собранную
посредством отраслевого мониторинга, анализа
медико-географической обстановки и
послепроектного экологического анализа.
2.1.4. Заказчик представляет результаты
проведения ОВОС в составе предпроектной и
проектной документации на государственную
экспертизу, в том числе экологическую.
2.1.5. Заказчик отвечает за обеспечение
выполнения при реализации проектного замысла (
строительстве и эксплуатации) всех условий,
полученных при рассмотрении результатов ОВОС.
2.2. Разработчик (подрядчик) предпроектной и
проектной документации несет ответственность
перед заказчиком за:
(1) соблюдение всех процедур ОВОС;
(2) достоверность, полноту и качество полученных
результатов проведения ОВОС.
2.3. Организации и специалисты (субподрядчики),
привлекаемые к проведению ОВОС, отвечают перед
разработчиком (подрядчиком) за достоверность,
полноту и качество предоставляемой информации.
2.4. Государственные органы контроля в области
природопользования и охраны окружающей среды
несут ответственность перед государственными
органами власти и управления за своевременное,
квалифицированное и объективное рассмотрение
предпроектной и проектной документации,
содержащей результаты проведения ОВОС.
3. Общий порядок проведения ОВОС (Смотри
приложение 3).
3.1. Перед началом проектирования и проведения
ОВОС намечаемой деятельности Заказчиком
подготавливается "Уведомление о
намерениях", которое:
(а) содержит информацию о намерениях Заказчика
по характеру намечаемой деятельности;
(б) представляется в государственные органы
власти и управления (по уровням компетенции) с
целью получения согласия* на дальнейшую
подготовку и рассмотрение предложений по
развитию намечаемой деятельности на возможных
площадках ее осуществления. Согласие не означает
закрепление за данным Заказчиком возможных
площадок или землеотводов.
3.2. Вся документация по ОВОС подготавливается:
(1) заказчиком намечаемой деятельности;
(2) подрядчиком (разработчиком);
(3) субподрядчиком - организацией или
специалистами по проведению ОВОС.
3.3. Общий порядок проведения ОВОС включает
следующие этапы:
3.3.1. Разработка проекта "Заявления о
воздействии на окружающую среду" ("проект
ЗВОС").
3.3.2. Представление "проекта ЗВОС" в
государственные органы власти, управления и
контроля.
3.3.3. Разработка заданий на проектирование,
изыскания и исследования в соответствии с
требованиями, выдвинутыми по результатам
рассмотрения "проекта ЗВОС" в
государственных органах власти, управления и
контроля.
3.3.4. Разработка ЗВОС на основе "проекта
ЗВОС", по результатам изысканий и
исследований.
3.3.5. Организация и проведение общественных
слушаний ЗВОС.
3.3.6. Доработка технико-экономического
обоснования или проекта строительства
хозяйственного объекта или комплекса.
3.3.7. Принятие заказчиком решения о возможности
и целесообразности реализации намечаемой
деятельности на данной площадке на
представленных и зафиксированных условиях,
исходя из сформированного понимания
экологических и связанных с ними последствий ее
осуществления.
4. Разработка "проекта ЗВОС"
4.1. "Проект ЗВОС" - это документ,
предназначенный для:
(1) заказчика проектной документации;
(2) государственных органов:
(а) власти;
(б) управления (в том числе в области
регулирования природопользования);
(в) контроля (в том числе органов экологического
контроля).
4.2. "Проект ЗВОС" подготавливается в целях:
(1) обоснования проектного замысла с
рассмотрением реальных и разумных альтернатив
намечаемой деятельности и возможных площадок
для ее осуществления;
(2) выбора принципиальных инженерных,
технологических, архитектурно - планировочных и
других проектных решений в рамках намечаемой
деятельности;
(3) получения условий на проектирование в
органах власти, государственного управления и
контроля.
4.3. Разработка "проекта ЗВОС"
осуществляется для каждой возможной площадки и
включает:
4.3.1. Сбор и анализ имеющейся информации об
основных особенностях окружающей среды на
территории в районах возможных площадок для
осуществления намечаемой деятельности.
4.3.2. Обоснование необходимости и
целесообразности реализации проектного замысла
с выявлением, анализом и оценкой реальных и
разумных альтернатив развития намечаемой
деятельности.
4.3.3. Выявление возможных принципиальных
вариантов проектных решений в соответствии с
проектным замыслом.
4.3.4. Определение и характеристика основных
видов, источников и объектов воздействия по
основным вариантам проектных решений в районах
возможных площадок.
4.3.5. Экспертные прогнозы и оценки изменений
окружающей среды как результатов выявленных
воздействий по основным вариантам проектных
решений в районах возможных площадок.
4.3.6. Предложения по мероприятиям для
предотвращения или смягчения выявленных
возможных неблагоприятных воздействий по
основным вариантам.
4.3.7. Разработка программ изысканий и
исследований для проектирования в районах
возможных площадок осуществления намечаемой
деятельности.
4.4. В состав "проекта ЗВОС" входят
следующие разделы:
4.4.1. Описание основных особенностей окружающей
среды*, касающихся: (Описание должно касаться
всех аспектов окружающей среды, которые
потенциально могут быть вовлечены в процедуры
ОВОС в качестве предмета анализа и оценки.
Главным требованием, предъявляемым к описанию,
является полнота охвата, а не полнота сведений:
описание должно ясно показывать все недостатки
имеющейся информации и указывать области
требуемых дальнейших специальных исследований и
изысканий)
(1) существующих источников антропогенного
воздействия, оказывающих значительное влияние
на окружающую среду;
(2) состояния:
(а) атмосферного воздуха;
(б) поверхностных и подземных вод;
(в) почв;
(г) недр;
(д) растительного и животного мира;
(е) визуального качества ландшафта, в том числе
для визуальных доминант;
(ж) материальных и культурно - исторических
памятников.
(3) социально - экономических аспектов:
(а) инфраструктура;
(б) занятость населения и ее формы;
(в) связь;
(г) демография;
(д) жилищный фонд и т.д.
4.4.2. Анализ и оценка реальных и разумных
альтернатив развития намечаемой деятельности в
районах возможных площадок, в том числе:
(1) описание целей, характера, средств, места и
сроков реализации намечаемой деятельности;
(2) описание возможных альтернатив, включая:
(а) варианты территориального размещения
намечаемой деятельности в районах возможных
площадок (со сравнительной оценкой
рассмотренных альтернатив);
(б) "нулевой" вариант (отказ от намечаемой
деятельности при сохранении существующего
характера использования возможных площадок);
4.4.3.Описание возможных принципиальных
вариантов проектных решений в соответствии с
проектным замыслом, в том числе:
(1) инженерных;
(2) технологических;
(3) архитектурно-планировочных и т.д.
4.4.4. Описание и характеристика основных
источников, видов и объектов воздействия (если
таковые имеются) по следующим основным вариантам
проектных решений:
(1) источники воздействия, как:
(а) элементы основной и вспомогательной
технологий, функционирование которых является
причиной изменений окружающей среды;
(б) новые материальные объекты (здания,
сооружения и т.д.), размещаемые в окружающей
среде;
(в) предприятия и объекты, функционирование
которых связано со строительством
проектируемого объекта;
(г) следы хозяйственной деятельности (отвалы,
терриконы, хвостохранилища, накопители, свалки и
т.д.);
(д) удаление существующих материальных
объектов;
(2) виды воздействия, определяющиеся:
привносом в окружающую среду:
(а) химических веществ;
(б) радиоактивных веществ и излучений;
(в) шума и вибраций;
(г) тепла;
(д) электромагнитных излучений;
(е) визуальных доминант и т.д.;
изъятием из окружающей среды различных:
(а) земельных ресурсов
(пространственно-территориальных);
(б) водных ресурсов;
(в) ресурсов флоры и фауны;
(г) полезных ископаемых;
(д) агрокультурных ресурсов (плодородных
земель, как вовлеченных в агропроизводство, так и
резервных);
(е) местообитаний популяций ценных видов
растительного и животного мира (мест
воспроизводства, миграции и т.д.);
(ж) культурных, исторических и природных
памятников;
(з) визуальных доминант, определяющих
характерный облик ландшафта и т.д.;
(3) характеристики воздействия, определяемые
через следующие показатели:
(а) характер (прямое, косвенное, кумулятивное,
синергическое, в том числе с учетом возможности
проявления через определенный промежуток
времени);
(б) интенсивность (величина воздействия на
единицу времени);
(в) уровень (величина воздействия на единицу
площади или объема);
(г) продолжительность;
(д) временная динамика (непрерывное,
периодическое, кратковременное, только при
аварийных режимах и т.д.);
(е) пространственный охват (площадь
распространения);
(ж) степень опасности намечаемой деятельности
(по действующему классификатору опасных
производств и предприятий);
(4) основные объекты воздействия:
(а) персонал предприятия (включая рабочую и
санитарно-защитную зоны);
(б) население, попадающее в зону воздействия
(помимо санитарно-защитной зоны предприятия);
(в) воздух, воду, почву, флору, фауну, климат,
ландшафт, исторические памятники, другие
материальные объекты или взаимосвязь между
этими компонентами (в том числе в пределах
санитарно-защитной зоны предприятия);
(г) социально-экономические условия
жизнедеятельности населения, включая занятость,
демографические сдвиги, социальную
инфраструктуру, этнические особенности и т.д.
4.4.5. Экспертные оценки и прогноз изменений
окружающей среды как результатов выявленных
воздействий по основным вариантам проектных
решений ( краткие экспертные оценки):
(1) воздуха;
(2) поверхностных и подземных вод;
(3) почв;
(4) недр;
(5) растительного и животного мира;
(6) качества ландшафта, в том числе для
визуальных доминант, материальных и
культурно-исторических памятников.
4.4.6. Предложения по мероприятиям для
предотвращения или смягчения выявленных
возможных неблагоприятных воздействий по
основным вариантам:
(1) инженерных;
(2) технологических;
(3) архитектурно-планировочных и т.д.
4.4.7. Программы изысканий и исследований для
проектирования в районах возможных площадок
осуществления намечаемой деятельности.
Приводятся программы изысканий и
исследований для компонентов окружающей среды,
существенно затрагиваемых в случае реализации
намечаемой деятельности.
5. Представление и рассмотрение "проекта
ЗВОС"
5.1. "Проект ЗВОС" подписывается всеми
участниками проведения ОВОС, представляется
заказчиком на рассмотрение в государственные
органы власти, управления и контроля для
получения условий* на дальнейшее проектирование.
Наряду с техническими условиями, выданными
компетентными органами.
5.2. Рассмотрение "проекта ЗВОС"
осуществляется с позиций оценки предполагаемых
экологических и связанных с ними последствий
реализации намечаемой деятельности.
5.3. "Проект ЗВОС" рассматривается:
(1) в государственных органах контроля в целях
определения:
(а) полноты охвата проработанности вариантов
развития намечаемой деятельности в районах
возможных площадок;
(б) перечня условий по выполнению нормативных и
других требований, соблюдение которых
необходимо при дальнейшем проектировании
намечаемой деятельности на возможных площадках;
(в) степени значимости предполагаемых
воздействий намечаемой деятельности на
окружающую среду;
(2) в государственных органах (территориального)
управления в целях:
(а) полноты охвата проработанности вариантов
развития намечаемой деятельности в районах
возможных площадок;
(б) определения принципиальной возможности и
приемлемости предлагаемых вариантов развития
намечаемой деятельности, в зависимости от ранее
принятых направлений или сложившихся тенденций
использования территории в целом;
(в) перечня условий территориального развития,
выполнение которых необходимо при дальнейшем
проектировании намечаемой деятельности в
районах возможных площадок;
(г) подготовки проекта решения
государственного органа власти об условиях
дальнейшего проектирования;
(3) в органах власти в целях:
(а) рассмотрения оценок и предложений всех
заинтересованных сторон (заказчика,
государственных органов контроля и управления)
по поводу выдвинутых условий дальнейшего
проектирования на возможных площадках; (только в
случае наличия существенных разногласий между
участвующими сторонами (заказчиком,
государственными органами контроля и
управления))
(б) принятия решения о перечне условий*,
выполнение которых, как минимум, необходимо при
дальнейшем проектировании на возможных
площадках. В перечень условий, выполнение
которых необходимо при дальнейшем
проектировании, могут быть включены:
(1) существующие ограничения, связанные:
(а) с правовым статусом территории;
(б) с природной и техногенной обстановкой;
(2) дополнения к программам изысканий и
исследований, в том числе по моделированию и
прогнозированию процессов и обстановки для
компонентов окружающей среды, существенно
затрагиваемых в случае реализации намечаемой
деятельности на возможных площадках;
(3) решение о нецелесообразности продолжения
проведения последующих процедур ОВОС в связи с
выявленной незначимостью предполагаемых
воздействий намечаемой деятельности на
окружающую среду.
6. Разработка заданий на проектирование,
изыскания, исследования
Основой заданий на проектирование, изыскания и
исследования являются:
6.1. Принципиальные проектные решения по
возможной реализации намечаемой деятельности на
территории*, рассмотренные в "проекте ЗВОС".
В данном случае имеется в виду одна площадка,
для которой заказчиком получены необходимые
условия для проектирования. В случае, если
проектирование ведется для нескольких площадок,
то все остальные этапы общей процедуры ОВОС
осуществляются для каждой из них.
6.2. Программы изысканий и исследований для
компонентов окружающей среды, существенно
затрагиваемых в случае реализации намечаемой
деятельности.
6.3. Перечень условий, сформированных по
результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в
государственных органах власти, управления и
контроля.
7. Разработка ЗВОС
7.1. ЗВОС - это документ, подготавливаемый в
процессе проектирования и предназначенный для:
(1) заказчика намечаемой деятельности;
(2) государственных органов власти, управления и
контроля;
(3) профессиональных сообществ;
(4) экологически ориентированной
общественности;
(5) населения региона предполагаемой реализации
намечаемой деятельности.
7.2. Основной целью разработки ЗВОС является
создание "предмета обсуждения" для
выявления и фиксации всех возможных
экологических и связанных с ними последствий
реализации намечаемой деятельности, а также для
выявления и последующего обсуждения всех
реальных и разумных альтернатив проекту.
7.3. ЗВОС разрабатывается:
(1) на основе "проекта ЗВОС";
(2) по результатам выполненных:
(а) изысканий (инженерно-геологических,
гидрогеологических, почвенных, растительного и
животного мира, социологических,
историко-культурных и т.д.);
(б) научных исследований;
(3) с учетом условий на проектирование,
выдвинутых при рассмотрении "проекта ЗВОС"
в государственных органах власти, управления и
контроля.
7.4. ЗВОС, в целом, состоит из разделов,
аналогичных "проекту ЗВОС", содержание
которых должно быть существенно расширено,
дополнено и конкретизировано по результатам
изысканий, исследований и выполнения условий на
проектирование, выдвинутых при рассмотрении
"проекта ЗВОС" в государственных органах
власти, управления и контроля. При этом имеются
следующие принципиальные отличия:
(1) не приводится обоснование выбора
территориального размещения намечаемой
деятельности;
(2) анализируются возможные аварийные ситуации
с позиций их предполагаемых экологических и
связанных с ними последствий и меры по
предотвращению, смягчению или ликвидации этих
последствий, а также оценивается
(предпочтительно расчетным путем) степень риска
возникновения возможных аварийных ситуаций;
(3) приводятся результаты прогнозирования и
моделирования процессов и обстановки для
существенно затрагиваемых компонентов и
факторов окружающей среды (согласно перечню
условий на проектирование).
7.5. В соответствии с процедурой ОВОС
"Заявление о воздействии на окружающую
среду" представляется Заказчиком для
"Общественных слушаний".
8. Общественные слушания ЗВОС
8.1. Общественные слушания ЗВОС организуются и
проводятся в целях:
(1) информирования заинтересованных сторон о
намечаемой деятельности или разрабатываемом
проекте;
(2) выявления всех заинтересованных сторон
(общественных экологически значимых позиций);
(3) организации обмена информацией, который
может продолжаться на дальнейших стадиях
подготовки и реализации проектных замыслов;
(4) выявления и фиксации всех возможных
неблагоприятных экологических и связанных с
ними последствий;
(5) поиска взаимоприемлемых решений (для всех
общественных позиций) в вопросах предотвращения
или уменьшения отрицательных экологических и
связанных с ними последствий реализации
намечаемой деятельности;
(6) корректировка проектных решений по
осуществлению намечаемой деятельности.
8.2. Публичные слушания и обсуждения
преимущественно организуются в районе
осуществления намечаемой деятельности (в
случаях ненаселенности выбранной территории - в
любом доступном месте по согласованию со всеми
заинтересованными сторонами).
8.3. Для достижения поставленных целей могут
применяться следующие способы работы с
общественностью:
(1) публикование проектных предложений в
средствах массовой информации - газеты, радио,
телевидение;
(2) информационные листы и бюллетени;
(3) опросы общественного мнения;
(4) публичные слушания;
(5) официальные встречи представителей
заказчика и разработчика ОВОС с общественностью
(народными депутатами, представителями
комитетов самоуправления и т.д.);
(6) неформальные встречи с небольшими группами
местных жителей;
(7) семинары;
(8) совещательные комитеты;
(9) оперативные группы и т.д.
8.4. Общественные слушания включают следующие
этапы:
8.4.1. Этап 1. Уведомление о слушаниях.
Общественные слушания ЗВОС начинаются с
уведомления, подразумевающего информирование
общества через средства массовой информации и
любым иным документально подтверждаемым путем
по поводу:
(а) намечаемой деятельности и (или)
разрабатываемом проекте;
(б) сроках и месте публичных слушаний и
обсуждений.
Информация на этапе уведомления о слушаниях
должна носить самый общий характер. Основным
требованием к уведомлению является охват всех
потенциально заинтересованных сторон, включая:
(а) государственные органы власти, управления и
контроля (преимущественно местные);
(б) профессиональные сообщества;
(в) экологически ориентированную
общественность;
(г) население региона предполагаемого
осуществления намечаемой деятельности.
8.4.2. Этап 2. Представление ЗВОС.
Представление ЗВОС, в том числе:
(1) проектных предложений;
(2) описание состояния окружающей среды "без
проекта";
(3) результатов прогнозирования и моделирования
процессов и обстановки для существенно
затрагиваемых компонентов окружающей среды
(согласно перечню условий на проектирование);
(4) результатов анализа возможных аварийных
ситуаций, степени риска их возникновения и
предлагаемых мер по предотвращению и ликвидации
последствий.
8.4.3. Этап 3. Обсуждение ЗВОС на публичных
слушаниях.
На публичных слушаниях обсуждение ЗВОС
проводится в соответствии с его содержанием (см.
п.7.4 и п.4.4) и на основе сформированного понимания
существующего состояния окружающей среды и
представленного содержания ЗВОС.
8.4.4. Этап 4. Формирование "Листа замечаний".
Заказчик фиксирует, анализирует и оценивает
все замечания заинтересованных сторон по поводу
возможных последствий осуществления намечаемой
деятельности с целью отбора значимых
предложений и проводит их классификацию по
условиям реализации.
8.4.5. Этап 5. Приостановка общественных слушаний.
Если требуется, заказчик приостанавливает
общественные слушания с целью внесения
изменений и дополнений разработчиком в
проектные предложения по результатам их
обсуждений и анализа "Листа замечаний" или
проведения дополнительных исследований и
изысканий.
При этом заказчик осуществляет поиск
взаимоприемлемых решений (для всех общественных
позиций) в вопросах предотвращения или
уменьшения отрицательных экологических и
связанных с ними последствий реализации
намечаемой деятельности.
8.4.6. Этап 6. Продолжение общественных слушаний.
После доработки проектных материалов, включая
меры и мероприятия по компенсации ущерба от
неустранимых экологических и связанных c ими
последствий, возобновляются общественные
слушания для выявления других, ранее
непредвиденных последствий. Общественные
слушания могут быть вновь приостановлены до
внесения необходимых изменений в проектные
решения.
8.4.7. Этап 7. Формирование понимания результата
общественных слушаний.
В результате обсуждения ЗВОС и доработки
проектных материалов Заказчик и все
заинтересованные стороны формируют для себя
понимание возможности и целесообразности
реализации намечаемой деятельности на данной
площадке, исходя из экологических и связанных с
ними последствий ее осуществления, на
представленных и зафиксированных условиях.
9. Доработка технико-экономического
обоснования строительства объекта
9.1. На основе анализа и оценки своих
возможностей по выполнению условий и требований,
выдвинутых в ходе общественных слушаний ЗВОС,
Заказчик готовит материалы к Акту по выбору
площадки осуществления намечаемой деятельности.
Оформление заказчиком Акта выбора площадки
осуществляется в установленном порядке оценки
воздействия на окружающую среду или если
проектные решения на этой стадии существенно
отличаются от принятых в ТЭО.
9.2. Доработка условий на реализацию намечаемой
деятельности, выдвигаемых заинтересованными
сторонами, участвующими в процессе оформления
Акта выбора площадки. В дальнейшем эти условия
передаются общественности для контроля за их
выполнением Заказчиком.
9.3. Доработка и оформление ТЭО.
10. ОВОС при разработке проектов строительства
10.1 При разработке проекта (рабочего проекта)
строительства нового, реконструкции,
технического перевооружения или расширения
действующего предприятия, отдельного цеха или
производства ОВОС проводится в тех случаях,
когда разработка ТЭО строительства этих
объектов осуществлялась без проведения.
10.2. ОВОС при разработке проектов строительства
новых предприятий, пункт размещения которых
намечен в предплановых документах, проводится в
соответствии с настоящим Руководством.
10.3. ОВОС при разработке проектов реконструкции,
технического перевооружения или расширения
действующего предприятия, отдельного цеха или
производства проводится в соответствии с
настоящим Руководством за исключением
рассмотрения альтернатив по территориальному
размещению объекта.
11. Оформление результатов проведения ОВОС
11.1. Основные выводы по возможности
осуществления намечаемой деятельности с учетом
вероятных экологических и связанных с ними
социальных и экономических последствий ее
реализации излагаются в специальном разделе
пояснительной записки к ТЭО или проекту
строительства объекта в виде "Заявления об
экологических последствиях" (ЗЭП), которое
должно содержать:
(1) список организаций и конкретных
разработчиков, принимавших участие в проведении
ОВОС:
(а) руководитель работ;
(б) координатор;
(в) специалисты, ответственные за технические
разделы;
(г) специалисты, ответственные за экологические
и социальноэкономические разделы.
(2) основные результаты исследований,
выполненных на всех этапах проведения ОВОС:
(а) цель и необходимость реализации намечаемой
деятельности;
(б) технологический анализ проектных
предложений;
(в) анализ природных условий территорий и
существующей антропогенной нагрузки;
(г) анализ и оценка источников и видов
воздействия;
(д) выявление экологически значимых
общественных позиций;
(е) прогноз изменений окружающей среды по
экологически значимым позициям;
(3) выводы, сделанные на основе научных
исследований, изысканий и общественных слушаний
ЗВОС;
(4) экологические последствия воздействий на
окружающую среду, здоровье населения и условия
его жизнедеятельности, не снятые проектными
решениями;
(5) обязательства Заказчика по реализации мер и
мероприятий, изложенных в проектной
документации, в соответствии с требованиями
экологической безопасности и гарантирующих
выполнение этих обязательств на весь период
"жизненного цикла" предприятия.
11.2. Все материалы, подготовленные в процессе
проведения ОВОС, оформляются в самостоятельном
разделе ТЭО или проекта, который содержит:
(а) "проект ЗВОС" в соответствии с
требованиями в разделе 4 настоящей инструкции;
(б) результаты рассмотрения "проекта ЗВОС"
в государственных органах власти, управления и
контроля;
(в) программы изысканий и научных исследований,
подготовленных на основании перечня условий для
проектирования, сформированных по результатам
рассмотрения "проекта ЗВОС";
(г) "Заявление о воздействии на окружающую
среду" (ЗВОС) в соответствии с требованиями,
изложенными в разделе 7 настоящего Руководства;
(д) описание выполнения этапов "Общественных
слушаний" в соответствии с разделом 8
настоящего Руководства;
(е) характеристика мер и мероприятий,
предусмотренных в ТЭО, по предотвращению
возможных отрицательных экологических и
связанных с ними последствий реализации
намечаемой деятельности на данной площадке;
(ж) описание мер по организации мониторинга
проекта строительства будущего объекта, включая
участие общественности.
12. Государственная экспертиза ТЭО и проектов
12.1. ТЭО и проекты, выполняемые по
государственному заказу, представляются в
органы государственной экспертизы.
12.2. ТЭО и проекты, выполняемые вне
государственного заказа, представляются на
экспертизу финансовых органов, осуществляющих
финансирование их разработки и реализации.
12.3. ТЭО и проекты, выполняемые инициаторами
деятельности негосударственных форм
собственности, а также по решению Минэкологии
России в отношении объектов государственного
заказа и вне его, представляются заказчиками на
государственную экологическую экспертизу.
12.4. Задачами всех видов экспертиз являются:
(а) рассмотрение ТЭО и проекты только при
наличии раздела ОВОС;
(б) проверка выполнения требований процедур
ОВОС при обосновании намечаемой деятельности в
соответствии с настоящим Руководством.
12.5 Дополнительными задачами государственной
экологической экспертизы являются:
(а) рассмотрение ТЭО и проектов намечаемой
деятельности, могущей привести к значительным
экологическим, экономическим, социальным и
другим отрицательным последствиям ее
осуществления независимо от форм собственности
по просьбе заинтересованных сторон;
(б) анализ результатов экспертизы и подготовка
предложений по экологическому нормированию
осуществления хозяйственной и иной деятельности
на территории;
(в) разработка инструктивно-методической и
нормативно-технической документации по
проведению ОВОС.
Приложение 1 к Руководству
ПЕРЕЧЕНЬ
инструктивно-методических материалов по
проведению оценки воздействия на окружающую
среду, утвержденных в отраслях промышленности и
согласованных Госкомприродой СССР по состоянию
на 1 января 1992 года
1. Временная инструкция о порядке проведения
оценки воздействия на окружающую среду при
разработке проектов обустройства морских
месторождений углеводородов (ОВОСнефтегаз).
Миннефтегазпром. РД 39-018-90.
2. Временная отраслевая инструкция о порядке
проведения оценки воздействия на окружающую
среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства
новых, реконструкции, расширения и технического
перевооружения действующих объектов для
освоения месторождений углеводородного сырья
(ОВОСгазпром). Р51-156-90. Утверждена Государственным
газовым концерном "Газпром" 17 декабря 1990
года, согласована Госкомприродой СССР 18 декабря
1990 года.
3. Временная отраслевая инструкция о порядке
проведения оценки воздействия на окружающую
среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов (рабочих
проектов) строительства новых, реконструкции,
расширения и технического перевооружения
действующих металлургических предприятий
(ОВОСмет). Утверждена Минметом СССР 30 мая 1991 года,
согласована Госкомприродой СССР 30 мая 1991 года.
4. Временная отраслевая инструкция о порядке
проведения оценки воздействия на окружающую
среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства
новых, реконструкции, расширения и технического
перевооружения действующих предприятий по
добыче и обогащению асбеста (ОВОСасбестпром).
Утверждена Государственной ассоциацией
"Союзстройматериалов" концерн "Асбест"
18 апреля 1991 года, согласована Госкомприродой
СССР 18 апреля 1991 года.
5. Временная отраслевая инструкция о порядке
проведения оценки воздействия на окружающую
среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства
новых, реконструкции, расширения и технического
перевооружения действующих предприятий
угольной промышленности (ОВОСуголь). Утверждена
Минуглепромом СССР 31 мая 1991 года, согласована
Госкомприродой СССР 31 мая 1991 года.
6. Временная инструкция о порядке проведения
оценки воздействия на окружающую среду
хозяйственной деятельности предприятий
тяжелого машиностроения при разработке
технико-экономических обоснований (расчетов) и
проектов строительства, реконструкции,
расширения и технического перевооружения
(ОВОСтяжмаш). Утверждена Минтяжмашем СССР 28 июня
1991 года, согласована Госкомприродой СССР 28 июня
1991 года.
7. Временная отраслевая инструкция о порядке
проведения оценки воздействия на окружающую
среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства
новых, реконструкции, расширения и технического
перевооружения действующих предприятий
химической и нефтеперерабатывающей
промышленности (ОВОСхимпром). Утверждена
Минхимнефтепромом СССР 28 июня 1991 года,
согласована Госкомприродой СССР 28 июня 1991 года.
8. Временная отраслевая инструкция о порядке
проведения оценки воздействия на окружающую
среду при разработке технико-экономических
обоснований (расчетов) и проектов строительства
новых, реконструкции, расширения и технического
перевооружения действующих предприятий
целлюлозно-бумажной промышленности
(ОВОСлеспром). Утверждена Минлеспромом СССР 20
марта 1991 года, согласована Госкомприродой СССР 25
марта 1991 года.
9. Временная инструкция о порядке проведения
оценки воздействия на окружающую среду
проектируемых предприятий (производств) при
разработке ТЭО (ТЭР) и проектов (рабочих проектов)
на их строительство (расширение, реконструкцию,
техническое перевооружение) ВСН 31-91/ОВОСагрохим.
Утверждена Государственной агрохимической
ассоциацией (Агрохим) 30 октября 1991 года.
Согласована Минприродой СССР письмом N 04-18/65-1123 от
25 октября 1991 года.
10. Временные отраслевые правила (инструкция) о
порядке проведения оценки воздействия на
окружающую среду при разработке ТЭО (ТЭР) и
проектов строительства новых, реконструкции,
расширения и технического перевооружения
железных дорог и средств транспорта (ОВОСЖТ).
11. Временные требования к структуре и
содержанию раздела ТЭО, проекта строительства
атомной станции: оценка воздействия атомной
станции на окружающую среду. Утверждены
Минатомэнергопромом СССР 11 сентября 1990 года.
12. Методические указания по
эколого-экономической оценке воздействия на
окружающую среду объектов гражданской авиации.
Утверждены Министерством гражданской авиации 20
ноября 1991 года.
13. Временная отраслевая инструкция о порядке
проведения оценки воздействия на окружающую
среду (ОВОС) при разработке
технико-экономических обоснований (расчетов) и
проектов строительства, реконструкции,
расширения и технического перевооружения
тепловых электрических станций. Согласована
Управлением экологических нормативов и
методического обеспечения Государственной
экологической экспертизы Минприроды РСФСР 20
декабря 1991 года.
Приложение 2 к Руководству
ПЕРЕЧЕНЬ
видов хозяйственной деятельности, для
которых ОВОС проводится в полном объеме*
Добавление 1 к Конвенции об оценке воздействия
на окружающую среду в трансграничном контексте.
Составлено в Эспо (Финляндия), 25 февраля 1991 года.
1. Нефтеочистительные заводы (за исключением
предприятий, производящих только смазочные
материалы из сырой нефти) и установки для
газификации и сжижения угля или битуминозных
сланцев производительностью 500 тонн или более в
день.
2. Тепловые электростанции и другие установки
для сжигания тепловой мощностью 300 мегаватт или
более, а также атомные электростанции и другие
сооружения с ядерными реакторами (за исключением
исследовательских установок для производства и
конверсии расщепляющихся и воспроизводящих
материалов, максимальная мощность которых не
превышает 1 киловатт постоянной тепловой
нагрузки).
3. Установки, предназначенные исключительно для
производства или обогащения ядерного топлива,
регенерации отработанного ядерного топлива или
сбора, удаления и переработки радиоактивных
отходов.
4. Крупные установки для доменного и
мартеновского производства и предприятия
цветной металлургии.
5. Установки для извлечения асбеста и
переработки и преобразования асбеста и
асбестосодержащих продуктов: в отношении
асбестоцементных продуктов - с годовым
производством более 20000 тонн готовой продукции; в
отношении фрикционных материалов - с годовым
производством более 50 тонн готовой продукции; и в
отношении других видов применения асбеста - с
использованием более 200 тонн в год.
6. Химические комбинаты.
7. Строительство автомагистралей, скоростных
дорог*, трасс для железных дорог дальнего
сообщения и аэропортов с длиной основной
взлетно-посадочной полосы в 2100 метров или более.
Для целей настоящего Руководства: Термин
"автомагистраль" означает дорогу,
специально построенную и предназначенную для
движения автотранспортных средств, которая не
обслуживает придорожные владения и которая:
а) имеет, за исключением отдельных участков на
временной основе, отдельные проезжие части для
движения в обоих направлениях, отделенные друг
от друга разделительной полосой, не
предназначенной для движения, или, в
исключительных случаях, другими средствами;
б) не имеет пересечения на одном уровне с
дорогами, железнодорожными или трамвайными
путями и пешеходными дорожками; и
в) специально обозначена в качестве
автомагистрали.
Термин "скоростная дорога" означает
дорогу, которая предназначена для движения
транспортных средств и въезд на нее возможен
только через развязки или регулируемые
перекрестки и на которой, в частности, запрещены
остановка и стоянка на проезжей части (проезжих
частях).
8. Нефте- и газопроводы с трубами большого
диаметра.
9. Торговые порты, а также внутренние водные
пути и порты для внутреннего судоходства,
допускающих проход судов водоизмещением более
1350 тонн.
10. Установки по удалению отходов для сжигания,
химической переработки или захоронения
токсических и опасных отходов.
11. Крупные плотины и водохранилища.
12. Деятельность по забору подземных вод в
случае, если годовой объем забираемой воды
достигает 10 миллионов кубических метров или
более.
13. Производство целлюлозы и бумаги с получением
в день 200 или более метрических тонн продукции,
прошедшей воздушную сушку.
14. Крупномасштабная добыча, извлечение и
обогащение на месте металлических руд и угля.
15. Добыча углеводородов на континентальном
шельфе.
16. Крупные склады для хранения нефтяных,
нефтехимических и химических продуктов.
17. Вырубка лесов на больших площадях.
Экологическое законодательство Российской Федерации |
|