![]() |
![]() |
2.1. Для решения проблем окружающей среды и развития государства постановили создать новую форму партнерских отношений. Эта форма отношений обязывает все государства осуществлять постоянный и конструктивный диалог, определяемый необходимостью создания более эффективной и справедливой мировой экономики, учитывая все большую взаимозависимоcть сообщества наций и тот факт, что устойчивое развитие должно стать приоритетным вопросом в повестке дня международного сообщества. Признается, что для успеха этих новых партнерских отношений важно преодолеть дух конфронтации и стремиться к созданию атмосферы подлинного сотрудничества и солидарности. Также важно укреплять национальную и международную политику и многостороннее сотрудничество в целях приспособления к новым реальностям.
2.2. Большое значение для устойчивого развития имеют как экономическая политика отдельных стран, так и международные экономические отношения. Для оживления и ускорения развития необходимы как динамичные и благоприятные международные экономические отношения, так и политика, определяемая на национальном уровне. В отсутствие какого-либо из этих элементов развитию будет нанесен ущерб. Решающая роль принадлежит благоприятным внешним экономическим отношениям. Процесс развития не наберет силу, если мировой экономике будет недоставать динамизма и стабильности и если она будет страдать от неопределенностей. Он не наберет силу и в том случае, если развивающиеся страны будут находиться под бременем внешней задолженности, если развитие будет неадекватно финансироваться, если будут создаваться препятствия, ограничивающие доступ к рынкам, и если цены на сырьевые товары и условия торговли развивающихся стран останутся неудовлетворительными. Показатели 80-х годов по каждому из этих элементов были весьма негативными, и их необходимо улучшить. Таким образом, жизненно необходимы соответствующие политика и меры для создания таких международных условий, которые в значительной степени способствуют национальным усилиям в области развития. Международное сотрудничество в этой области должно осуществляться таким образом, чтобы оно как в развитых, так и в развивающихся странах дополняло и поддерживало надежную национальную политику в области экономики, а не подрывало ее или наносило ей ущерб, для того чтобы можно было добиться прогресса на пути к достижению устойчивого развития во всем мире.
2.3. В рамках международной экономики следует обеспечить благоприятный климат для достижения целей в области окружающей среды и развития на основе:
2.4. Правительства признают, что предпринимаются новые глобальные усилия с целью увязать элементы международной экономической системы и потребности человечества в обеспечении безопасных и стабильных природных условий. Поэтому в намерение правительств входит постоянное обеспечение консенсуса при пересечении областей экологии, торговли и развития на проводимых международных форумах, а также в рамках национальной политики каждой страны.
2.5. Открытая, справедливая, надежная, недискриминационная и предсказуемая система торговли, согласующаяся с целями устойчивого развития и ведущая к оптимальному распределению глобального производства в соответствии с сопоставимыми преимуществами, является выгодной для всех торговых партнеров. Кроме того, улучшение доступа экспортной продукции развивающихся стран на рынки в рамках рациональной макроэкономической и экологической политики оказало бы положительное воздействие на окружающую среду и поэтому явилось бы важным вкладом, способствующим устойчивому развитию.
2.6. Опыт показал, что устойчивое развитие требует приверженности принципам рациональной экономической политики и управления, наличия эффективной и предсказуемой государственной власти, комплексного учета экологических проблем при принятии решений и продвижения вперед в деле формирования демократических правительств, в свете конкретных условий той или иной страны, что позволяет всем заинтересованным сторонам в полной мере принимать участие в процессе устойчивого развития. Эти элементы имеют весьма важное значение для реализации перечисленных ниже принципов и целей политики.
2.7. Сектор сырьевых товаров является доминирующим в экономике многих развивающихся стран с точки зрения производства, занятости и поступлений от экспорта. Одной из важных черт сектора сырьевых товаров мировой экономики в 80-е годы являлись очень низкие и снижающиеся реальные цены на большинство сырьевых товаров на международном рынке, что обусловливало значительное сокращение поступлений от сырьевого экспорта во многих странах-производителях. Возможности этих стран по мобилизации за счет международной торговли ресурсов, требуемых для осуществления капиталовложений, которые необходимы для устойчивого развития, могут быть подорваны в результате такого развития событий, а также в результате создания тарифных и нетарифных барьеров, включая повышение тарифных ставок, которые ограничивают доступ развивающихся стран к экспортным рынкам. Важно преодолеть существующие перекосы в международной торговле. В частности достижение этой цели требует существенного и постепенного уменьшения поддержки и протекционизма в сельском хозяйстве, охватывающих собственно производство, доступ на рынки и субсидирование экспорта, а также в промышленности и других секторах с целью помочь более эффективным производителям, особенно в развивающихся странах, избежать крупных потерь. Таким образом, в сельском хозяйстве, промышленности и других секторах существуют широкие возможности для инициатив, направленных на либерализацию торговли и осуществление мер политики, способствующих тому, чтобы производство строилось с большим учетом потребностей окружающей среды и развития. Поэтому следует продолжать либерализацию торговли на глобальной основе во всех секторах экономики, с тем чтобы способствовать устойчивому развитию.
2.8. На ситуации в области международной торговли сказался ряд событий, которые породили новые проблемы и возможности и которые придали еще большее значение многостороннему экономическому сотрудничеству. В последние годы мировая торговля продолжала расти более быстрыми темпами, чем мировое производство. Однако расширение мировой торговли происходило неравномерно, и при этом лишь ограниченное число развивающихся стран смогло добиться ощутимого роста объема своего экспорта. Протекционистское давление и односторонние директивные меры продолжают угрожать функционированию открытой системы многосторонней торговли, затрагивая главным образом экспортные интересы развивающихся стран. Процессы экономической интеграции в последние годы активизировались и могут придать динамизм глобальной торговле и расширить возможности развивающихся стран в области торговли и развития. В последние годы все большее число этих стран проводит политику реформ, предусматривающих глубокую самостоятельную либерализацию торговли, в то время как в странах Центральной и Восточной Европы осуществляются далеко идущие реформы и происходят процессы глубокой структурной перестройки, прокладывающие путь к их интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Все большее внимание уделяется повышению роли предприятий и содействию конкурентоспособности рынков на основе осуществления политики, предусматривающей конкуренцию. ГСП является примером полезного инструмента торговой политики, хотя ее цели еще не осуществлены, а стратегии содействия торговле, связанные с электронным обменом данными (ЭОД), доказали свою действенность в повышении эффективности торговли в государственном и частном секторах. Взаимосвязь между политикой в области охраны окружающей среды и вопросами торговли является многогранной и еще не оценена полностью. Скорейшее, сбалансированное и успешное завершение Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров обеспечило бы дальнейшую либерализацию и расширение мировой торговли, расширило бы возможности развивающихся стран в области торговли и развития и обеспечило бы большую безопасность и предсказуемость системы международной торговли.
2.9. В предстоящие годы, с учетом результатов Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, правительства должны по-прежнему стремиться к достижению следующих целей:
Создание такой системы международной торговли, в рамках которой учитываются потребности развивающихся стран
2.10. В этой связи международное сообщество должно осуществить следующее:
2.11. Международное сообщество должно стремиться найти пути и средства обеспечения лучшего функционирования и большей транспарентности рынков сырьевых товаров, большей диверсификации сектора сырьевых товаров в развивающихся странах в таких макроэкономических рамках, при которых учитывается экономическая структура той или иной страны, объем природных богатств и рыночные возможности, а также обеспечения лучшего управления природными ресурсами, при котором учитываются потребности в области устойчивого развития.
2.12. Поэтому всем странам следует выполнять ранее принятые ими на себя обязательства по прекращению и обращению вспять протекционистских тенденций, дальнейшему расширению доступа на рынки, особенно в областях, представляющих интерес для развивающихся стран. Такое улучшение доступа на рынки будет облегчаться проведением соответствующей структурной перестройки в развитых странах. Развивающимся странам следует продолжать начатые ими реформы торговой политики и структурную перестройку. Таким образом, настоятельно необходимо добиваться улучшения условий в том, что касается доступа сырьевых товаров на рынки, в частности путем постепенного устранения барьеров, которые ограничивают импорт, особенно из развивающихся стран, сырьевых товаров в первоначальном и обработанном виде, а также добиваться значительного и неуклонного сокращения числа тех видов поддержки, которые способствуют производству на неконкурентной основе, таких, как субсидии на цели производства и экспорта.
b) Деятельность, связанная с управлением
Разработка национальной политики, ведущей к получению максимальных выгод от либерализации торговли в целях устойчивого развития
2.13. Для того чтобы развивающиеся страны могли получать выгоду от либерализации торговых систем, им необходимо, когда это целесообразно, проводить следующие мероприятия в области политики:
2.14. В отношении сырьевых товаров развивающиеся страны должны проводить в области политики следующие мероприятия, согласующиеся с принципами рыночной эффективности:
с) Данные и информация
Содействие сбору данных и проведению исследований
2.15. ГАТТ, ЮНКТАД и другие соответствующие учреждения должны продолжать собирать необходимые данные и информацию в области торговли. Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций следует укреплять управляемую ЮНКТАД Систему информации о мерах по контролю в области торговли.
Улучшение международного сотрудничества в области торговли сырьевыми товарами и диверсификация этого сектора
2.16. В отношении торговли сырьевыми товарами правительствам самостоятельно или, когда это необходимо, через соответствующие международные организации следует:
2.17. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области составит около 8,8 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Создание потенциала
2.18. Указанные выше мероприятия в области технического сотрудничества направлены на укрепление национального потенциала в области разработки и осуществления товарной политики, эксплуатации и управления национальными ресурсами, а также сбор и использование информации о рынках сырьевых товаров.
2.20. Международное сотрудничество в области окружающей среды расширяется, и в ряде случаев наличие торговых положений в многосторонних соглашениях по окружающей среде сыграло свою роль в решении глобальных экологических проблем. Когда возникала такая необходимость, торговые меры использовались в ряде конкретных случаев для повышения эффективности экологических положений, регулирующих природоохранную деятельность. Такие положения должны способствовать искоренению изначальных причин ухудшения состояния окружающей среды, что в свою очередь позволит избежать введения неоправданных торговых ограничений. Задача заключается в обеспечении того, чтобы торговая политика и природоохранная деятельность имели последовательный характер и способствовали процессу устойчивого развития. Однако следует принимать во внимание тот факт, что введение природоохранных норм, действующих в развитых странах, может повлечь за собой неоправданно высокие социально-экономические издержки в развивающихся странах.
2.21. Правительствам следует с помощью соответствующих многосторонних форумов, в том числе ГАТТ, ЮНКТАД и других международных организаций, стремиться к достижению следующих целей:
2.22. Правительствам следует поощрять ГАТТ, ЮНКТАД и другие соответствующие международные и региональные экономические учреждения к рассмотрению, исходя из их соответствующих мандатов и полномочий, следующих предложений и принципов:
2.24. Во многих развивающихся странах необходимым условием активизации процесса развития является скорейшее и долгосрочное решение проблем внешней задолженности, учитывая тот факт, что для многих развивающихся стран бремя внешней задолженности представляет собой серьезную проблему. Бремя платежей в счет обслуживания долга этих стран серьезно ограничило их возможности в плане наращивания темпов роста и борьбы с нищетой и привело к сокращению импорта, капиталовложений и потребления. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Непрерывное и энергичное осуществление изменяющейся стратегии в области внешней задолженности направлено на восстановление финансовой стабильности стран-должников в отношениях с внешними партнерами, а возобновление их роста и развития будет способствовать достижению цели устойчивого роста и развития. В этом контексте существенно важно предоставить развивающимся странам дополнительные финансовые ресурсы и эффективно использовать такие ресурсы.
2.26. Согласно главе 33 для поддержки программ Повестки дня на ХХI век должны быть предоставлены новые и дополнительные ресурсы.
b) Решение проблемы задолженности
2.27. В связи с внешней задолженностью коммерческим банкам признается, что был достигнут прогресс в реализации стратегии по консолидации долга, и следует поощрять ее ускоренное осуществление. Некоторые страны уже добились позитивных результатов благодаря проведению рациональной политики перестройки в сочетании с сокращением задолженности коммерческим банкам или принятием аналогичных мер. Международное сообщество призывает:
2.28. Что касается задолженности двусторонним кредиторам по государственной линии, то Конференция приветствует меры, недавно принятые Парижским клубом в отношении более благоприятных условий уменьшения бремени задолженности самых бедных стран с наибольшей задолженностью. Конференция приветствует предпринимаемые усилия по осуществлению этих мер на основе Тринидадских условий в форме, согласующейся с платежными способностями этих стран и обеспечивающей дополнительную поддержку их мероприятий по проведению экономических реформ. Конференция также приветствует значительное сокращение двусторонней задолженности, предпринятое некоторыми странами-кредиторами, и призывает другие страны, имеющие возможность сделать это, принять аналогичные меры.
2.29. Конференция высоко оценивает усилия, предпринимаемые странами с низким уровнем доходов и значительным бременем задолженности, которые ценой больших издержек продолжают обслуживать свою задолженность и сохранять свою платежеспособность. Необходимо уделить особое внимание их потребностям в ресурсах. Надлежащего внимания заслуживают и другие находящиеся в тяжелом положении развивающиеся страны, которые прилагают большие усилия, с тем чтобы продолжать обслуживать свою задолженность и выполнять свои внешние финансовые обязательства.
2.30. В связи с многосторонней задолженностью настоятельно рекомендуется уделить серьезное внимание продолжению работы по изысканию ориентированных на обеспечение роста путей решения проблемы развивающихся стран, сталкивающихся с серьезными трудностями в области погашения задолженности, включая страны, в основном имеющие задолженность кредиторам по государственной линии или многосторонним финансовым учреждениям. Особенно в случае стран с низким уровнем доходов, находящихся в процессе осуществления экономических реформ, весьма необходима поддержка со стороны многосторонних финансовых учреждений в форме предоставления новых средств и использования их ресурсов на льготных условиях. Следует продолжить практику использования групп поддержки при выделении ресурсов для урегулирования просроченной задолженности стран, приступивших к осуществлению программ масштабных экономических реформ с помощью МВФ и Всемирного банка. Высоко оцениваются меры, принимаемые многосторонними финансовыми учреждениями, и в частности рефинансирование выплаты процентов по нельготным кредитам с помощью обратных потоков средств МАР - "меры пятого измерения".
2.32. Рациональное управление, которое способствует увязке эффективной, действенной, честной, справедливой и подотчетной системы государственного управления с индивидуальными правами и возможностями, является основополагающим элементом устойчивого и имеющего широкую основу развития и эффективной хозяйственной деятельности на всех уровнях развития. Все страны должны умножить свои усилия по искоренению бесхозяйственности в общественных и частных делах, включая коррупцию, с учетом факторов, обусловливающих возникновение этого явления, и действующих лиц.
2.33. Большое число имеющих задолженность развивающихся стран осуществляет программы структурной перестройки в связи с пересмотром сроков погашения задолженности или новыми кредитами. Хотя такие программы необходимы для улучшения бюджетного и платежного балансов, в некоторых случаях они повлекли за собой неблагоприятные социальные и экологические последствия, такие, как сокращение ассигнований на здравоохранение, образование и охрану окружающей среды. Важно обеспечить, чтобы программы структурной перестройки не оказывали негативного воздействия на окружающую среду и социальное развитие и в большей степени соответствовали целям устойчивого развития.
а) Деятельность, связанная с управлением
Содействие проведению эффективной экономической политики
2.35. Промышленно развитые и иные страны, которые в состоянии это сделать, должны активизировать свои усилия в целях:
2.36. Развивающиеся страны должны активизировать свои усилия по осуществлению обоснованной экономической политики в целях:
2.37. Если говорить более конкретно, то все страны должны разработать политику, которая ведет к повышению эффективности в распределении ресурсов и направлена на использование всех возможностей, открывающихся в результате изменения глобальной экономической обстановки. В частности, в соответствующих случаях и с учетом национальных стратегий и целей страны должны:
b) Международное и региональное сотрудничество и координация
2.38. Правительства развитых стран и таких других стран, которые в состоянии сделать это, должны прямо или через посредство соответствующих международных и региональных организаций и международных кредитных учреждений активизировать свои усилия по увеличению технической помощи развивающимся странам путем:
2.39. Международные финансовые учреждения и организации, занимающиеся оказанием помощи в целях развития, должны продолжить анализ своей политики и программ в свете цели устойчивого развития.
2.40. Более тесное экономическое сотрудничество между развивающимися странами давно считалось важным компонентом усилий по содействию экономическому росту, созданию технического потенциала и ускорению развития в развивающихся странах. Поэтому усилия развивающихся стран по содействию экономическому сотрудничеству друг с другом должны поощряться и по-прежнему поддерживаться международным сообществом.
а) Финансирование и оценка расходов
2.41. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 50 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Создание потенциала
2.42. Вышеупомянутые изменения в области политики в развивающихся странах предполагают существенные национальные усилия по созданию внутреннего потенциала в области государственного управления, деятельности центрального банка, налогообложения, сберегательных учреждений и финансовых рынков.
2.43. Правомерность особых усилий при осуществлении мероприятий в четырех определенных в этой главе программных областях обусловливается крайне острыми экологическими проблемами и проблемами в области развития наименее развитых стран.