![]() |
![]() |
19.1. Интенсивное использование химических веществ необходимо для решения социальных и экономических задач мирового сообщества, и современная передовая практика показывает, что они могут широко применяться при достаточной рентабельности и высокой степени безопасности. Тем не менее еще многое предстоит сделать для того, чтобы экологически безопасное управление использованием токсичных химических веществ стало неотъемлемой частью принципов устойчивого развития и повышения качества жизни населения Земли. Две крупные проблемы, стоящие в первую очередь перед развивающимися странами, заключаются в
19.2. В последнее время в некоторых наиболее крупных промышленных районах мира продолжает наблюдаться значительное химическое загрязнение, наносящее серьезный ущерб здоровью людей, генофонду и исходу родов, а также окружающей среде. Для восстановления нормальной экологической обстановки потребуются большие капиталовложения и разработка новых методов. Суть долгосрочных последствий загрязнения, затрагивающих даже фундаментальные химические и физические процессы в атмосфере и климатической системе Земли, стала осознаваться лишь в последнее время, и лишь недавно стали признавать важное значение этих последствий.
19.3. Вопросами химической безопасности занимается значительное число международных органов. Во многих странах созданы программы работы, направленные на обеспечение химической безопасности. Такая работа имеет международное значение, поскольку национальные границы не являются препятствием для потенциального химического загрязнения. Однако для обеспечения экологически безопасного управления использованием химических веществ требуется значительная активизация усилий как на национальном, так и на международном уровне.
19.4. Предлагается шесть программных областей:
Кроме того, в коротком заключительном подразделе G говорится о расширении сотрудничества в ряде программных областей.
19.5. Общей чертой указанных шести программных областей является то, что их успешная реализация зависит от активной работы на международном уровне, улучшения координации текущих международных мероприятий и выявления и использования соответствующих технических, научных, учебных и финансовых средств, в частности в интересах развивающихся стран. Эти программные области в той или иной степени предполагают оценку потенциального вреда (основанную на изначальных свойствах химических веществ), оценку степени опасности (включая оценку возможного воздействия), оценку приемлемости и регулирование степени опасности.
19.6. Сотрудничество в области химической безопасности между Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Международной организации труда (МОТ) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в рамках Международной программы по химической безопасности (МПХБ) должно составлять основу международного сотрудничества в области экологически безопасного управления использованием токсичных химических веществ. Необходимо приложить все усилия для укрепления этой программы. Следует содействовать развитию сотрудничества с другими программами, как, например, программы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского сообщества (ЕС) в области химических веществ и другие региональные и государственные программы в этой области.
19.7. Необходимо и впредь содействовать улучшению координации деятельности организаций системы Организации Объединенных Наций и других международных организаций, занимающихся вопросами оценки и использования химических веществ. В рамках МПХБ по инициативе Директора-исполнителя ЮНЕП в декабре 1991 года в Лондоне было созвано межправительственное совещание для дальнейшего изучения этого вопросам (см. пункты 19.75 и 19.76).
19.8. Одним из необходимых условий обеспечения химической безопасности является максимально широкая осведомленность об опасностях, связанных с химическими веществами. В этой связи должен быть признан принцип, закрепляющий право общественности и рабочих на получение информации об этих опасностях. Однако наряду с правом на получение информации об опасных веществах должно существовать и право промышленности на неразглашение конфиденциальной рабочей информации. (Под промышленностью, о которой идет речь в настоящей главе, подразумеваются крупные промышленные предприятия и транснациональные корпорации, а также национальные предприятия.) Следует развивать и поощрять инициативу промышленности, направленную на обеспечение ответственного отношения и осуществление контроля за продукцией. Промышленности следует применять надлежащие производственные нормы во всех странах, с тем чтобы избежать нанесения ущерба здоровью людей и окружающей среде.
19.9. Международная общественность обеспокоена тем, что часть международной перевозки токсичных и опасных продуктов осуществляется в нарушение действующего национального законодательства и международно-правовых документов и в ущерб окружающей среде и здоровью людей во всех странах, особенно развивающихся.
19.10. В своей резолюции 44/226 от 22 декабря 1989 года Генеральная Ассамблея просила все региональные комиссии в рамках имеющихся ресурсов вносить свой вклад в предотвращение незаконного оборота токсичных и опасных продуктов и отходов путем мониторинга и проведения региональных оценок этого незаконного оборота и его влияния на окружающую среду и здоровье. Кроме того, Ассамблея просила региональные комиссии взаимодействовать между собой и сотрудничать с Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде в целях обеспечения эффективного и согласованного мониторинга и оценки незаконного оборота токсичных и опасных продуктов и отходов.
19.11. Оценка опасности, которую может представлять какое-либо химическое вещество для здоровья людей и окружающей среды, является одним из необходимых условий для планирования его безопасного и полезного применения. Из примерно 100 000 химических веществ, находящихся в коммерческом обороте, и тысяч веществ природного происхождения, с которыми сталкиваются люди, многие встречаются в качестве загрязняющих и заражающих веществ в пищевых продуктах, промышленных товарах и в различных природных средах. К счастью, опасность подвергнуться воздействию большинства химических веществ (более 95 процентов общемирового производства приходится примерно на 1500 химических веществ) является довольно ограниченной, поскольку они используются в очень малых количествах. Однако одна из серьезных проблем заключается в том, что даже по тем многочисленным химическим веществам, которые производятся в больших объемах, зачастую отсутствуют необходимые данные для оценки степени их опасности. В рамках программы ОЭСР по химическим веществам в настоящее время производится сбор данных по ряду химических веществ.
19.12. Для оценки степени опасности требуются значительные ресурсы, и эффективность затрат при ее проведении может быть обеспечена путем усиления международного сотрудничества и улучшения координации, что позволит оптимально использовать имеющиеся ресурсы и избегать ненужного дублирования усилий. Вместе с тем в каждой стране должна иметься "критическая масса" специалистов, имеющих опыт в исследовании веществ на токсичность и анализе их воздействия - двух важных компонентов оценки степени опасности.
19.13. Целями данной программной области являются:
а) Вопросы управления
19.14. Правительствам, действуя в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и промышленностью, когда это представляется целесообразным, следует:
b) Данные и информация
19.15. Правительствам, действуя в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и промышленностью, когда это представляется целесообразным, следует:
19.16. Необходимо, чтобы промышленность предоставила данные о производимых веществах, которые нужны для непосредственной оценки потенциальной опасности для здоровья человека и окружающей среды. Такие данные следует предоставлять соответствующим национальным компетентным учреждениям и международным органам, занимающимся оценкой опасности и риска, и, по возможности, - широкой общественности, не забывая при этом о соблюдении вполне правомерных требований конфиденциальности.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
19.17. Правительствам, действуя в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и промышленностью, когда это представляется целесообразным, следует:
а) Финансирование и оценка расходов
19.18. Сбор большей части данных и разработка методов оценки опасности, связанной с химическими веществами, производится в развитых странах, и расширение и ускорение деятельности по оценке вызовет необходимость значительного увеличения объема связанных с безопасностью исследований и испытаний в промышленности и в исследовательских учреждениях. Прогнозы расходов учитывают необходимость укрепления потенциала соответствующих органов Организации Объединенных Наций и основываются на опыте осуществления МПХБ. Следует отметить, что не учитывается значительный объем расходов, которые зачастую невозможно определить в количественном отношении. К их числу относятся расходы промышленности и правительств по сбору данных о безопасности, лежащих в основе оценок, и расходы правительств по подготовке справочных документов и проектов заявлений об оценке для МПХБ, Международного регистра потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ) и ОЭСР. Они также включают расходы, связанные с ускорением работы в таких не входящих в систему Организации Объединенных Наций органах, как ОЭСР и ЕС.
19.19. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 30 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом безвозмездно или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактический объем расходов и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научные и технические средства
19.20. Будет необходимо осуществить значительный объем исследований в целях улучшения методов оценки химических веществ в интересах разработки общей основы для оценки степени опасности и в целях совершенствования процедур использования токсикологических и эпидемиологических данных для прогнозирования влияния химических веществ на здоровье людей и окружающую среду, с тем чтобы руководящие органы могли осуществлять соответствующую политику и меры по снижению опасности, связанной с химическими веществами.
19.21. Деятельность включает:
с) Развитие людских ресурсов
19.22. Международным организациям при участии правительств и неправительственных организаций следует приступить к осуществлению проектов в области профессиональной подготовки и образования, охватывающих женщин и детей, находящихся в наиболее опасном положении, с тем чтобы страны, особенно развивающиеся, могли в максимальной степени использовать на национальном уровне международные оценки опасностей, связанных с химическими веществами.
d) Создание потенциала
19.23. Международным организациям, основываясь на проводившейся в прошлом, а также текущей и будущей оценочной деятельности, следует оказывать поддержку странам, особенно развивающимся, в создании и укреплении возможностей по оценке опасности на национальном и региональном уровнях с целью сведения к минимуму и, по возможности, контролирования и предупреждения опасности, связанной с производством и использованием токсичных и опасных химических веществ. Следует осуществлять техническое сотрудничество и оказывать финансовую поддержку и иное содействие деятельности, направленной на расширение и ускорение национальной и международной оценки опасности, связанной с химическими веществами, в целях выбора наилучших химических веществ.
19.24. Надлежащая маркировка химических веществ и распространение документов с данными о безопасности, таких, как МКХБ (международные карточки химической безопасности), и аналогичных печатных материалов на основе оценки их опасности для здоровья людей и окружающей среды являются наиболее простым и эффективным путем для указания того, каким образом можно безопасно обращаться с химическими веществами и использовать их.
19.25. Для безопасной перевозки опасных грузов, включая химические вещества, в настоящее время используется комплексная схема, разработанная в рамках системы Организации Объединенных Наций. В этой схеме в основном учитываются наиболее серьезные опасности, связанные с химическими веществами.
19.26. На мировом уровне пока еще отсутствуют согласованные системы классификации опасностей и маркировки, способствующие безопасному применению химических веществ, в частности, на производстве или в быту и т.д. Классификация химических веществ может использоваться для различных целей и имеет особо важное значение для создания систем маркировки. Опираясь на результаты текущей работы, необходимо разработать согласованные системы классификации опасностей и маркировки.
19.27. К 2000 году, по возможности, следует создать согласованную на международном уровне классификацию опасностей и совместимую систему маркировки, включающую материалы с данными о безопасности и понятные обозначения.
а) Вопросы управления
19.28. Правительствам, действуя в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и промышленностью, когда это представляется целесообразным, следует приступить к осуществлению проекта в целях определения и разработки согласованной классификации и совместимой системы маркировки для химических веществ для ее использования на всех языках Организации Объединенных Наций, включая необходимые пиктограммы. Такая система маркировки не должна приводить к установлению неоправданных барьеров в торговле. Эта новая система должна в максимально возможной степени основываться на существующих системах; ее следует разрабатывать поэтапно, помня о необходимости обеспечения ее совместимости с маркировкой, используемой в различных областях.
b) Данные и информация
19.29. Международным органам, в том числе МПХБ (ЮНЕП, МОТ и ВОЗ), ФАО, Международной морской организации (ИМО), Комитету экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов и ОЭСР, в сотрудничестве с региональными и национальными органами, имеющими действующие системы классификации и маркировки и другие системы распространения информации, следует создать координационную группу для:
а) Финансирование и исчисление расходов
19.30. Секретариат Конференции включил расходы на техническую помощь, связанные с этой программой, в смету приведенную в программной области Е. По его оценке, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на укрепление международных организаций составит около 3 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом безвозмездно или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактический объем расходов и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Развитие людских ресурсов
19.31. Правительствам, учреждениям и неправительственным организациям в сотрудничестве с соответствующими организациями и программами Организации Объединенных Наций следует начать проведение учебных курсов и информационных кампаний для облегчения понимания и использования новой согласованной классификации и совместимой системы маркировки химических веществ.
с) Создание потенциала
19.32. При укреплении национального потенциала в управлении использованием химических веществ, включая разработку и внедрение новых систем классификации и маркировки и переход на эти системы, необходимо следить за тем, чтобы при этом не создавались торговые барьеры, и в полной мере учитывать тот факт, что значительное число стран, особенно развивающихся, имеют ограниченные возможности и ресурсы для внедрения таких систем.
19.33. Указанные ниже мероприятия, касающиеся обмена информацией о выгодах, а также опасностях, связанных с использованием химических веществ, направлены на совершенствование рационального управления использованием химических веществ путем обмена научной, технической, экономической и правовой информацией.
19.34. "Лондонские руководящие принципы обмена информацией о химических веществах в международной торговле" - это свод руководящих принципов, принятых правительствами в целях повышения химической безопасности путем обмена информацией о химических веществах. В Руководящие принципы были включены специальные положения в отношении обмена информацией о химических веществах, использование которых запрещено или строго ограничено.
19.35. Вызывает обеспокоенность экспорт в развивающиеся страны химических веществ, которые были запрещены в странах-производителях или использование которых в ряде промышленно развитых стран было строго ограничено, поскольку некоторые импортирующие страны не имеют возможности обеспечить безопасное использование из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей контроль за импортом, распространением, хранением, составом и удалением химических веществ.
19.36. Для решения этого вопроса в 1989 году в Лондонские руководящие принципы (ЮНЕП) и в Международный кодекс поведения в области распределения и использования пестицидов (ФАО) были включены положения о процедурах предварительного обоснованного согласия (ПОС). Кроме того, было начато осуществление совместной программы ФАО/ЮНЕП по применению процедур ПОС в отношении химических веществ, включая выбор химических веществ, которые должны охватываться такими процедурами, и подготовку методических документов для принятия решений, касающихся ПОС. В конвенции МОТ по химическим веществам предусматривается обмен информацией между экспортирующими и импортирующими странами в тех случаях, когда опасные химические вещества запрещаются по соображениям безопасности и в связи с необходимостью охраны здоровья на производстве. В рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) велись переговоры в целях принятия имеющего обязательную силу документа по продуктам, запрещенным или строго ограничиваемым на внутреннем рынке. Кроме того, как указывается в решении, приведенном в документе С/М/251, Совет ГАТТ постановил продлить мандат рабочей группы на трехмесячный период начиная с даты следующего заседания группы и уполномочил Председателя провести консультации относительно сроков проведения этого заседания.
19.37. Несмотря на важность процедуры ПОС, необходим обмен информацией о всех химических веществах.
19.38. Целями данной программной области являются:
а) Вопросы управления
19.39. Правительствам и соответствующим международным организациям в сотрудничестве с промышленностью следует:
b) Данные и информация
19.40. Правительствам и соответствующим международным организациям в сотрудничестве с промышленностью следует:
19.41. Организациям системы Организации Объединенных Наций следует обеспечить максимально возможное распространение всех международных информационных материалов по токсичным химическим веществам на всех официальных языках Организации Объединенных Наций.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
19.42. Правительствам и соответствующим международным организациям следует взаимодействовать в создании, в сотрудничестве с промышленностью, укреплении и расширении сети национальных учреждений, отвечающих за обмен информацией о химических веществах, и организовать программу технического обмена для подготовки основного состава специалистов в каждой участвующей стране.
а) Финансирование и оценка расходов
19.43. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 10 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом безвозмездно или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактический объем расходов и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
19.44. Нередко существуют продукты, альтернативные используемым в настоящее время токсичным химическим веществам. Таким образом, снижения степени опасности иногда можно добиться за счет перехода к использованию других химических веществ или даже нехимических методов. Классический пример уменьшения опасности связан с заменой вредных веществ безвредными или менее вредными. Разработка методов борьбы с загрязнением и установление соответствующих норм содержания химических веществ в каждой экологической среде, включая пищевые продукты, воду и потребительские товары, являются еще одним примером мер по уменьшению опасности. В более широком контексте снижение степени опасности предполагает осуществление широкомасштабных усилий по уменьшению опасности токсичных химических веществ с учетом всего их "жизненного цикла". Такие усилия могли бы охватывать меры как регламентирующего, так и нерегламентирующего характера, включая, в частности, пропаганду использования более чистых продуктов и технологий, методы и программы борьбы с загрязнением, составление кадастров выбросов, маркировку продуктов, установление ограничений на использование, экономические стимулы, методы безопасной обработки и положения о нормах допустимого воздействия, постепенное прекращение использования или запрещения химических веществ, которые создают неоправданную или неустранимую опасность для здоровья человека и состояния окружающей среды, а также химических веществ, которые являются токсичными, стойкими и способными накапливаться в организме и использование которых не поддается адекватному контролю.
19.45. В области сельского хозяйства один из путей снижения степени опасности заключается в обеспечении комплексного подхода к борьбе с вредителями, включая биологические методы борьбы в качестве альтернативы использованию токсичных пестицидов.
19.46. Другие направления деятельности по уменьшению степени опасности включают предупреждение химических аварий, предупреждение отравления химическими веществами и осуществление токсикологического контроля, а также координацию работ по очистке и восстановлению районов, пострадавших в результате воздействия токсичных химических веществ.
19.47. Совет ОЭСР принял решение о том, что странам - членам ОЭСР следует создать или укрепить национальные программы по снижению степени опасности. Международный совет химических ассоциаций (МСХА) выдвинул инициативы в отношении ответственного обращения с продуктами и распоряжения ими, направленные на уменьшение химической опасности. Осуществляемая ЮНЕП программа обеспечения информированности и готовности на местном уровне на случай чрезвычайных ситуаций (АПЕЛЛ) предназначена для оказания содействия сотрудникам директивных органов и техническому персоналу в улучшении информированности общественности об опасных объектах и в подготовке планов реагирования. МОТ опубликовала кодекс практических мер по предотвращению крупномасштабных промышленных аварий и занимается подготовкой международного документа по предотвращению промышленных катастроф для последующего принятия в 1993 году.
19.48. Цель деятельности в этой программной области заключается в том, чтобы устранить неприемлемые или необоснованные риски и, руководствуясь соображениями экономической целесообразности, уменьшить опасность, создаваемую химическими веществами, путем применения комплексного подхода, включающего обширный перечень возможных мер по снижению степени опасности, и принятия мер предосторожности на основе комплексного анализа "жизненного цикла" химических веществ.
а) Вопросы управления
19.49. Правительствам в сотрудничестве, по мере необходимости, с соответствующими международными организациями и промышленностью следует:
19.50. Промышленность следует поощрять:
b) Данные и информация
19.51. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и промышленностью, по мере необходимости, следует:
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
19.52. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и промышленностью, по мере необходимости, следует:
а) Финансирование и оценка расходов
19.53. Секретариат Конференции включил большую часть расходов, связанных с этой программой, в смету по программным областям А и Е. По его оценке, другие потребности, связанные с профессиональной подготовкой и укреплением центров действий в чрезвычайных ситуациях и центров токсикологического контроля, составят около 4 млн. долл. США в год, предоставляемых международным сообществом безвозмездно или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактический объем расходов и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научные и технические средства
19.54. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими международными организациями и программами следует:
19.55. Во многих странах отсутствуют национальные системы, предназначенные для снижения степени опасности, связанной с химическими веществами. Большинство стран не располагает научными средствами сбора данных, свидетельствующих о неправильном обращении с химическими веществами и позволяющих судить о воздействии токсичных химических веществ на окружающую среду, поскольку обнаружение многих вызывающих осложнения химических веществ и систематическое отслеживание их оборота сопряжено с определенными трудностями. Потенциальную угрозу здоровью человека и состоянию окружающей среды в развивающихся странах несет также существенное расширение сферы новых видов использования химических веществ. В ряде располагающих соответствующими системами стран ощущается настоятельная необходимость в повышении их эффективности.
19.56. Основными элементами экологически обоснованного использования химических веществ в странах являются:
19.57. В связи с тем, что химические вещества используются в целом ряде секторов, относящихся к различным национальным министерствам, опыт свидетельствует о необходимости наличия координационного механизма.
19.58. К 2000 году во всех странах по возможности должны быть созданы национальные системы, обеспечивающие экологически обоснованное использование химических веществ, включая соответствующее законодательство и условия для его применения и обеспечения соблюдения установленных норм.
а) Вопросы управления
19.59. Правительствам по мере необходимости и в сотрудничестве с соответствующими межправительственными организациями, учреждениями и программами системы Организации Объединенных Наций следует:
b) Данные и информация
19.60. Правительствам следует:
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
19.61. Правительствам в сотрудничестве с международными организациями, по мере необходимости, следует:
а) Финансирование и оценка расходов
19.62. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы в развивающихся странах составит около 600 млн. долл. США, включая 150 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом безвозмездно или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактический объем расходов и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научные и технические средства
19.63. Международным организациям следует:
с) Развитие людских ресурсов
19.64. Международным организациям следует:
19.65. Правительствам следует организовать в сотрудничестве с промышленностью и профсоюзами предназначенные для всех уровней учебные программы по вопросам управления использованием химических веществ, включая принятие мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Во всех странах в программы начального образования следует включать основные элементы принципов химической безопасности.
19.66. В настоящее время не существует глобального международного соглашения по обороту токсичных и опасных продуктов (токсичные и опасные продукты - это продукты, потребление или продажа которых запрещены, которые изъяты, строго ограничены или не утверждены правительствами по соображениям здравоохранения и охраны природы). Однако международная общественность обеспокоена тем, что незаконный международный оборот этих продуктов наносит ущерб здоровью людей и окружающей среде, особенно в развивающихся странах, что нашло отражение в резолюциях 42/183 и 44/226 Генеральной Ассамблеи. "Незаконный оборот" означает оборот, который осуществляется в нарушение законодательства страны или соответствующих международно-правовых документов. Эта обеспокоенность связана также с трансграничной перевозкой этих продуктов, осуществление которой не соответствует существующим международно признанным руководящим положениям и принципам. Деятельность в рамках этой программной области призвана способствовать выявлению и предупреждению такого оборота.
19.67. Для предупреждения незаконной трансграничной перевозки токсичных и опасных продуктов необходимо и далее укреплять международное и региональное сотрудничество. Кроме того, необходимо наращивать потенциал на национальном уровне в целях расширения возможностей в плане контроля и обеспечения соблюдения существующих норм, включая признание того, что, возможно, необходимо будет ввести соответствующие штрафные санкции в рамках действенной программы обеспечения соблюдения существующих норм. Достижению этих целей будут также способствовать и другие меры, предусмотренные в данной главе (например, в пункте 19.39d).
19.68. Целями данной программы являются:
а) укрепление национального потенциала в области выявления и пресечения любых незаконных попыток ввоза токсичных и опасных продуктов на территорию любого государства в нарушение национального законодательства и соответствующих международных правовых документов;
b) оказание содействия всем странам, особенно развивающимся странам, в получении всей необходимой информации, касающейся незаконного оборота токсичных и опасных продуктов.
а) Вопросы управления
19.69. Правительствам в соответствии с их возможностями и наличием ресурсов и в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и другими компетентными организациями, по мере необходимости, следует:
b) Данные и информация
19.70. Правительствам следует развивать, по мере необходимости, национальные системы оповещения, с тем чтобы содействовать выявлению случаев незаконного оборота токсичных и опасных товаров; в работу такой системы могут быть вовлечены местные общины и другие стороны.
19.71. Правительствам следует сотрудничать в обмене информацией относительно незаконных трансграничных перемещений токсичных и опасных продуктов, а также обеспечивать предоставление такой информации соответствующим органам Организации Объединенных Наций, в частности ЮНЕП и региональным комиссиям Организации Объединенных Наций.
с) Международное и региональное сотрудничество и координация
19.72. Необходимо дальнейшее укрепление международного и регионального сотрудничества в целях предотвращения незаконной и трансграничной перевозки токсичных и опасных продуктов.
19.73. Региональным комиссиям в сотрудничестве с ЮНЕП и другими соответствующими органами Организации Объединенных Наций и с опорой на экспертную поддержку и консультативную помощь с их стороны следует обеспечивать контроль - на основе данных и информации, предоставляемых правительствами, - и проводить на постоянной основе региональные оценки незаконного оборота токсичных и опасных продуктов и его экологических и экономических последствиях и воздействии на медико-санитарную обстановку в каждом регионе, опираясь на результаты и опыт работы ЮНЕП/ЭСКАТО по проведению совместной предварительной оценки незаконного оборота, которую ожидается завершить в августе 1992 года.
19.74. Правительствам и международным организациям следует, по мере необходимости, сотрудничать с развивающимися странами в укреплении их потенциала в организационной и регулятивной областях с целью предотвратить незаконный импорт и экспорт токсичных и опасных продуктов.
19.75. На совещании назначенных правительствами экспертов, состоявшемся в Лондоне в декабре 1991 года, были вынесены рекомендации по укреплению сотрудничества между организациями системы Организации Объединенных Наций и другими международными организациями, причастными к деятельности по оценке и снижению уровня опасности, связанной с химическими веществами. Участники этого совещания выступили с призывом о принятии соответствующих мер в целях повышения роли МПХБ и созыва межправительственного форума по оценке и снижению опасности, связанной с химическими веществами.
19.76. В целях дальнейшего рассмотрения рекомендаций Лондонского совещания и организации, по мере необходимости, деятельности во их исполнение руководителям ВОЗ, МОТ и ЮНЕП предлагается созвать в течение года межправительственное совещание, которое могло бы стать первым совещанием в рамках такого межправительственного форума.