![]() |
![]() |
8.1. Настоящая глава содержит следующие программные области:
8.2. Во многих странах в рамках наиболее распространенных систем принятия решений на уровнях политики, планирования и управления наблюдается тенденция разделения экономических, социальных и экологических факторов. Это оказывает влияние на деятельность всех общественных групп, в том числе правительств, промышленных кругов и частных лиц, и имеет серьезные последствия для эффективности и устойчивости развития. Перестройка или даже коренное преобразование процесса принятия решений, в свете конкретных условий той или иной страны, могут оказаться необходимыми для того, чтобы вопросы окружающей среды и развития оказались в центре процесса принятия решений в экономической и политической областях, что по сути будет предполагать всесторонний учет этих факторов. В последние годы некоторые правительства приступили также к проведению существенных преобразований в рамках организационных структур управления, стремясь обеспечить более систематический учет вопросов окружающей среды при принятии решений по экономическим, социальным, финансовым вопросам, по вопросам энергетики, сельского хозяйства, транспорта, торговли и другим, а также экологических последствий политики в этих областях. В целях более эффективной интеграции между государственными и местными органами управления, промышленными и научными кругами, группами защитников окружающей среды и общественностью в процессе разработки эффективных подходов к окружающей среде и развитию возникают новые формы диалога. Ответственность за проведение преобразований лежит на правительствах и сотрудничающих с ними частном секторе и местных органах управления, которые действуют в сотрудничестве с национальными, региональными и международными организациями, в том числе, в частности, с ЮНЕП, ПРООН и Всемирным банком. Обмен опытом между странами может также быть значительным. Национальные планы, цели и задачи, национальные правила, положения и законы; и конкретное положение, в котором находится та или иная страна, являются общими рамками, в которых должна проходить подобная интеграция. В этом контексте следует учитывать, что экологические стандарты могут привести к значительным экономическим и социальным издержкам, если они будут единообразно применяться в развивающихся странах.
8.3. Общая цель состоит в совершенствовании или перестройке процесса принятия решений таким образом, чтобы обеспечить в его рамках полный учет социально- экономических и экологических вопросов, а также более широкое участие общественности. С учетом того, что страны будут устанавливать свои собственные приоритеты в соответствии с характерными для них условиями, потребностями, национальными планами, политикой и программами, предлагаются следующие цели:
а) Совершенствование процессов принятия решений
8.4. Основная задача заключается в интеграции процессов принятия решений в области окружающей среды и развития. В этих целях правительства должны провести национальный обзор и, при необходимости, усовершенствовать процессы принятия решений, с тем чтобы добиться прогрессивного учета экономических, социальных и экологических вопросов в процессе такого развития, которое является экономически эффективным, социально справедливым и надежным, а также экологически рациональным. Страны будут устанавливать свои собственные приоритеты в соответствии со своими национальными планами, политикой и программами в отношении следующих мероприятий:
b) Совершенствование систем планирования и управления
8.5. В целях содействия более комплексному подходу к принятию решений может оказаться необходимым усовершенствовать системы данных и аналитические методы, используемые для обеспечения таких процессов принятия решений. Правительствам в сотрудничестве, где это целесообразно, с национальными и международными организациями следует рассматривать состояние системы планирования и управления и при необходимости модифицировать и укреплять соответствующие процедуры, с тем чтобы облегчить комплексное рассмотрение социальных, экономических и экологических вопросов. Страны будут устанавливать свои собственные приоритеты в соответствии со своими национальными планами, политикой и программами в отношении следующих мероприятий:
с) Данные и информация
8.6. Страны могли бы разработать системы мониторинга и оценки прогресса в деятельности на пути к достижению устойчивого развития, установив показатели, которые позволяют определить масштабы изменений в экономической, социальной и экологической областях.
d) Принятие национальной стратегии устойчивого развития
8.7. Правительствам в сотрудничестве, при необходимости, с международными организациями следует принять национальную стратегию устойчивого развития на основе осуществления решений, принятых на Конференции, в частности в отношении Повестки дня на ХХI век. Такая стратегия должна разрабатываться на основе различных секторальных экономических, социальных и экологических политики и планов, которые реализуются в стране, и должна обеспечивать их согласованность. Опыт, приобретенный в результате проведения традиционных мероприятий по планированию, таких, как подготовка национальных докладов к Конференции, национальные стратегии охраны окружающей среды и планы деятельности в области экологии, должны в полной мере использоваться и включаться в стратегию устойчивого развития, разработанную страной. К числу ее целей должно относиться обеспечение социально надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия по охране базы ресурсов и окружающей среды в интересах будущих поколений. Она должна разрабатываться при самом широком участии всех слоев общества. Она должна основываться на тщательной оценке нынешней ситуации и инициатив.
а) Финансирование и оценка расходов
8.8. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 50 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Изучение взаимосвязей между окружающей средой и развитием
8.9. Правительства в сотрудничестве с национальными и международными научными кругами и международными организациями, при необходимости, должны активизировать усилия по более четкому определению взаимосвязей между социальной, экономической и экологической областями, а также в рамках этих областей. Следует провести исследования, которые преследовали бы ясно выраженную цель оказания содействия в принятии решений в области политики и представления рекомендаций в отношении совершенствования практических методов управления.
с) Повышение эффективности образования и подготовки кадров
8.10. Странам в сотрудничестве, при необходимости, с национальными, региональными или международными организациями следует обеспечить наличие или развитие ключевых людских ресурсов в целях комплексного учета вопросов окружающей среды и развития на различных этапах процесса принятия решений и осуществления. В этих целях они должны повысить эффективность образования и подготовки технических кадров, в особенности из числа женщин и девушек, путем включения междисциплинарных подходов, где это необходимо, в учебные программы учебных заведений технического профиля, профессионально-технических училищ, университетов и других учебных заведений. Они должны также осуществлять системную профессиональную подготовку сотрудников правительственных органов, специалистов по планированию и менеджеров на регулярной основе, уделяя первоочередное внимание тем необходимым комплексным подходам и методам планирования и управления, которые соответствуют конкретным условиям страны.
d) Расширение осведомленности общественности
8.11. Странам в сотрудничестве с национальными институтами и группами, средствам массовой информации и международному сообществу следует содействовать расширению осведомленности общественности в целом и ее конкретных групп о важном значении комплексного рассмотрения вопросов окружающей среды и развития, а также следует создавать механизмы, содействующие прямому обмену информацией и мнениями с общественностью. Приоритетным должно быть освещение обязанностей и потенциального вклада различных социальных групп.
е) Укрепление национального организационного потенциала
8.12. Правительствам в сотрудничестве, при необходимости, с международными организациями следует укреплять национальный организационный потенциал и возможности в целях обеспечения комплексного учета социальных, экономических и экологических вопросов, а также вопросов развития на всех уровнях процесса принятия решений и осуществления. Следует уделять внимание отходу от узких секторальных подходов и постепенному переходу к полномасштабной межсекторальной координации и сотрудничеству.
8.13. Законы и постановления, соответствующие конкретным условиям той или иной страны, относятся к числу наиболее важных средств воплощения политики в области окружающей среды и развития в конкретные действия, причем не только потому, что они создают основу для применения "административно-командных методов", но и потому, что они создают нормативно-правовую основу для экономического планирования и функционирования рыночных механизмов. Однако, несмотря на то, что количество правовых документов в этой области неуклонно растет, законотворческая деятельность во многих странах осуществляется спорадически и несогласованно или в отсутствие необходимых организационных механизмов и органов, призванных обеспечивать выполнение законов и их своевременную корректировку.
8.14. Хотя постоянная необходимость в совершенствовании правовой системы ощущается во всех странах, многие развивающиеся страны страдают из-за несовершенства существующих законов и постановлений. Для эффективного комплексного учета вопросов окружающей среды и развития в рамках политики и практики каждой страны чрезвычайно важно разрабатывать и реализовывать комплексные, обеспеченные правовой санкцией и эффективные законы и постановления, которые основаны на рациональных социальных, экологических, экономических и научных принципах. Чрезвычайно важно также разрабатывать действенные программы по обзору и обеспечению соблюдения законов, постановлений и стандартов, которые принимаются. Для достижения этих целей многим странам может понадобиться техническая поддержка. К числу потребностей в рамках технического сотрудничества в этой области относятся информация по правовым вопросам, консультативные услуги и специальная подготовка и создание потенциала в области организационного строительства.
8.15. Принятие и обеспечение выполнения законов и постановлений (на региональном и национальном уровнях, а также на уровне штата/провинции или на местном/муниципальном уровне) также имеют крайне важное значение для осуществления большинства международных соглашений в области окружающей среды и развития, примером чему является наличие во многих случаях в договорных документах обязательства представлять информацию о принятии мер законодательного порядка. Обследование существующих соглашений, проведенное в контексте работы по подготовке к Конференции, выявило проблемы, связанные с соблюдением этого обязательства, и необходимость в более строгом соблюдении его на национальном уровне, а также, когда это целесообразно, в соответствующей технической помощи. При определении своих национальных приоритетов страны должны учитывать свои международные обязательства.
8.16. Общая цель состоит в содействии интеграции политики в области окружающей среды и в области развития с учетом конкретных условий той или иной страны и за счет соответствующих правовых и регламентационных политики и документов, а также соответствующих механизмов правоприменения на национальном уровне, на уровне штатов, провинций и на местном уровне. С учетом того, что страны будут устанавливать собственные приоритеты в соответствии со своими потребностями и национальными, а при необходимости и региональными, планами, политикой и программами, предлагаются следующие цели:
а) Повышение эффективности законов и постановлений
8.17. Правительствам при поддержке, при необходимости, компетентных международных организаций следует на регулярной основе проводить оценку принятых законов и постановлений и соответствующих организационных/административных механизмов, созданных на национальном уровне, на уровне штатов, на местном или муниципальном уровнях, в области окружающей среды и устойчивого развития в целях обеспечения их эффективности на практике. В этих целях программы могли бы предусматривать содействие информированию общественности, подготовку и распространение инструктивных материалов, специальную подготовку, включая семинары, практикумы, учебные программы и конференции для государственных служащих, которые разрабатывают и реализуют законы и постановления, а также занимаются контролем за их соблюдением и обеспечением их соблюдения.
b) Разработка судебных и административных процедур
8.18. Правительства и законодатели при поддержке, когда это необходимо, компетентных международных организаций должны разрабатывать судебные и административные процедуры в целях устранения или исправления с помощью правовых актов действий, влияющих на окружающую среду и развитие, которые могут быть незаконными или представлять собой посягательство на права в соответствии с законом, и должны обеспечивать доступ отдельных лиц, групп и организаций, которые, по общему мнению, имеют интерес к правовым проблемам.
с) Оказание услуг по предоставлению справочной информации по правовым вопросам и обеспечение помощи в этой области
8.19. Компетентные межправительственные и неправительственные организации могли бы сотрудничать в целях предоставления правительствам и законодателям по их просьбе комплексной программы оказания юридических услуг в области окружающей среды и развития (право в области устойчивого развития), которая была бы тщательно адаптирована применительно к конкретным потребностям тех правовых и административных систем, которые являются ее получателями. В такие системы можно было бы с пользой включить мероприятия по оказанию помощи в подготовке всеобъемлющих перечней и обзоров национальных правовых систем. Опыт прошлых лет продемонстрировал полезность сочетания услуг по предоставлению специальной правовой информации с услугами юристов. В рамках системы Организации Объединенных Наций более тесное сотрудничество между всеми заинтересованными учреждениями помогло бы избежать дублирования баз данных и содействовало бы "разделению труда". Эти учреждения могли бы изучить возможность и определить достоинства проведения обзоров специально выбранных национальных правовых систем.
d) Создание совместной системы профессиональной подготовки по вопросам законодательства в области устойчивого развития
8.20. Компетентные международные и научные учреждения могли бы - в согласованных рамках - сотрудничать в целях создания, особенно для слушателей из развивающихся стран, согласованных программ аспирантской подготовки и создания возможностей для профессиональной подготовки без отрыва от производства по вопросам права в области окружающей среды и развития. Такая подготовка должна охватывать вопросы как эффективного применения, так и прогрессивного совершенствования применяемых законов, соответствующие навыки в ведении переговоров, составлении документов и посредничестве, а также профессиональную подготовку преподавателей. Межправительственные и неправительственные организации, которые уже активно работают в этой области, могли бы сотрудничать с соответствующими программами университетов в целях согласования деятельности по составлению учебных программ, а также в целях предоставления заинтересованным правительствам и потенциальным спонсорам оптимального комплекса возможных вариантов.
е) Разработка эффективных национальных программ обзора и обеспечения соблюдения законов в области окружающей среды и развития, действующих на национальном уровне, на уровне штатов, провинций и на местном уровне
8.21. При содействии со стороны международных организаций и, при необходимости, других стран каждая страна должна разрабатывать комплексные стратегии по обеспечению максимально полного соблюдения ее законов и постановлений, касающихся устойчивого развития. Стратегии должны включать:
f) Национальный контроль за мерами правового характера, принимаемыми в целях осуществления международных документов
8.22. Стороны, подписавшие международные соглашения, в консультации с соответствующими секретариатами тех или иных международных конвенций, при необходимости, должны совершенствовать практические методы и процедуры в отношении сбора информации о предпринятых мерах правового и нормативного характера. Подписавшие международные соглашения стороны могли бы проводить показательные обзоры национальных мер по обеспечению соблюдения, при условии согласия на это заинтересованных суверенных государств.
а) Финансирование и оценка расходов
8.23. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области составит около 6 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
8.24. Эта программа сводится главным образом к продолжению проводимой в настоящее время работы по сбору, обработке и оценке данных по правовым вопросам. Можно рассчитывать на то, что более тесное сотрудничество между существующими базами данных приведет к лучшему "разделению труда" (например, в том, что касается географического охвата национальных законодательных изданий и других справочных источников), а также к более качественной стандартизации и сопоставимости данных, при необходимости.
с) Развитие людских ресурсов
8.25. Ожидается, что участие в деятельности по профессиональной подготовке принесет пользу специалистам-практикам из развивающихся стран, а также расширит возможности профессиональной подготовки женщин. Как известно, потребность в этом виде аспирантской подготовки и профессиональной подготовки без отрыва производства очень велика. Семинары, практикумы и конференции по вопросам проведения обзоров и правоприменения, которые были проведены до настоящего времени, были очень успешными и собирали большое число слушателей. Цель этих мероприятий заключается в развитии ресурсов (как людских, так и организационных) для разработки и осуществления эффективных программ в целях проведения на постоянной основе обзора и обеспечения применения национальных и местных законов, постановлений и стандартов в области устойчивого развития.
d) Укрепление правового и организационного потенциала
8.26. Значительная часть программы должна быть нацелена на расширение возможностей стран в организационно-правовой области, что позволило бы им решать национальные проблемы реализации законов и постановлений и эффективного законотворчества и законоприменения в области окружающей среды и устойчивого развития. Следует выявлять и поддерживать региональные центры передового опыта в целях создания специализированных баз данных, а также создания возможностей для профессиональной подготовки групп слушателей, принадлежащих к одной культуре или говорящих на одном языке, той или иной правовой системы.
8.27. Право окружающей среды и соответствующие регулирующие механизмы имеют важное значение, однако нельзя ожидать, что они сами по себе позволят решить проблемы окружающей среды и развития. Дополнительное значение для формирования подходов и поведения в отношении окружающей среды имеют цены, рынки и правительственная бюджетно-финансовая и экономическая политика.
8.28. В течение последних нескольких лет правительства многих стран, главным образом промышленно развитых стран, а также стран Центральной и Восточной Европы и развивающихся стран во все большей степени использовали экономические подходы, включая подходы, ориентированные на рыночные отношения. В качестве примеров можно привести применение принципа "загрязнитель платит" и более современной концепции "платит пользователь природных ресурсов".
8.29. При наличии благоприятных международных и национальных экономических условий, а также необходимых правовых и регулирующих рамок применение экономических и рыночных подходов может во многих случаях расширить возможности для решения проблем окружающей среды и развития. Этого можно достигнуть путем нахождения эффективных с точки зрения затрат решений, применения комплексной системы по предотвращению загрязнения и борьбе с ним, содействия внедрению технологических новшеств и воздействия на экологическое поведение, а также путем предоставления финансовых ресурсов в интересах достижения целей устойчивого развития.
8.30. Необходимо предпринять соответствующие усилия для изучения, повышения эффективности и широкомасштабного применения экономических и рыночных подходов в общем контексте политики, правовых и регулирующих норм в области развития и с учетом конкретных страновых условий в рамках общего перехода к такой экономической политике и политике в области окружающей среды, которые дополняли и усиливали бы друг друга.
8.31. Учитывая, что страны разработают свои собственные приоритетные задачи в соответствии со своими потребностями и национальными планами, политикой и программами, в предстоящие годы необходимо добиться значительного прогресса в достижении трех основополагающих целей:
а) Совершенствование или переориентация правительственной политики
8.32. В ближайшее время правительствам следует приступить к постепенному накапливанию опыта в области применения экономических и рыночных механизмов путем переориентации своей политики с учетом национальных планов, приоритетов и целей, с тем чтобы:
8.33. Правительствам следует, в частности, рассмотреть, по мере необходимости, сотрудничестве с деловыми кругами и промышленностью возможности эффективного использования экономических и рыночных механизмов в таких областях, как:
b) Учет особых условий развивающихся стран и стран, экономика которых переживает переходный период
8.34. При содействии региональных и международных экономических и экологических организаций, а также соответствующих неправительственных научно-исследовательских учреждений следует предпринять особые усилия для разработки методов использования экономических и рыночных механизмов, ориентированных на конкретные потребности развивающихся стран и стран, экономика которых переживает переходный период, путем:
с) Составление перечня эффективных методов использования экономических и рыночных механизмов
8.35. Учитывая, что экономические и рыночные механизмы стали применяться относительно недавно, следует активно поощрять обмен информацией об опыте различных стран в применении таких подходов. В этой связи правительствам следует поощрять использование существующих каналов обмена информацией с целью выявления эффективных путей использования экономических механизмов.
d) Углубление понимания роли экономических и рыночных механизмов
8.36. При содействии и поддержке региональных и международных экономических и экологических организаций, а также неправительственных научно-исследовательских учреждений правительствам следует поощрять проведение исследований и анализа эффективных методов использования экономических механизмов и стимулирования, уделяя при этом особое внимание таким ключевым вопросам, как:
е) Уделение особого внимания политике ценообразования
8.37. Более глубокое понимание теоретических преимуществ использования ценообразовательной политики необходимо сочетать с более широким осознанием важности принятия значимых мер в этом направлении. В этой связи как на национальном, так и на международном уровнях, по мере необходимости, в сотрудничестве с деловыми кругами, промышленностью, крупными предприятиями, транснациональными корпорациями, а также другими социальными группами, следует приступить к рассмотрению:
f) Углубление понимания экономики устойчивого развития
8.38. Возросший интерес к экономическим механизмам, в том числе рыночным механизмам, также требует осуществления согласованных усилий по углублению понимания экономики устойчивого развития путем:
8.39. Эта программа предусматривает корректировку или переориентацию правительствами своей политики. Она охватывает также международные и региональные экономические и экологические организации и учреждения, обладающие опытом в этой области, включая транснациональные корпорации.
а) Финансирование и оценка расходов
8.40. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области составит около 5 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
8.41. Одним из первых шагов к включению фактора устойчивости в систему экономического управления является разработка более эффективного способа оценки существенно важной роли окружающей среды как источника природного капитала и приемника побочных продуктов, сопутствующих производству антропогенного капитала и прочей человеческой деятельности. Поскольку процесс устойчивого развития охватывает социальные, экономические и экологические аспекты, важно также не ограничивать национальные процедуры учета оценкой процесса производства таких товаров и услуг, которые традиционно имели определенную стоимость. Необходимо разработать общие рамки, с помощью которых во вспомогательных счетах в той мере, в которой это обосновано с теоретической и практической точек зрения, будет учитываться вклад, который вносится всеми слоями и сферами деятельности общества и не учитывается в обычных национальных счетах. Предлагается программа для разработки национальных систем комплексного экологического и экономического учета во всех странах.
8.42. Главной целью является расширение существующих систем национальных экономических счетов с целью включения экологических и социальных аспектов в процедуры учета, охватывающие по меньшей мере вспомогательные системы учета природных ресурсов во всех государствах-членах. Создаваемые тем самым системы комплексного экологического и экономического учета (КЭЭУ), которые должны быть как можно скорее введены во всех государствах-членах, следует рассматривать в качестве дополнения, а не замены традиционной практики национального учета на обозримое будущее. КЭЭУ должны стать составной частью процесса принятия решений в области развития на национальном уровне. Национальным учетным учреждениям следует работать в тесном сотрудничестве с управлениями национальной экологической статистики и департаментами географии и природных ресурсов. Можно расширить сферу понятия "экономически активный", включив в нее лиц, выполняющих производственные, но не оплачиваемые функции во всех странах. Это позволит надлежащим образом оценивать и учитывать их вклад в процессе принятия решений.
а) Укрепление международного сотрудничества
8.43. Статистическому управлению Секретариата Организации Объединенных Наций следует:
8.44. Департаменту по вопросам экономического и социального развития Секретариата Организации Объединенных Наций следует в тесном сотрудничестве с другими соответствующими организациями Организации Объединенных Наций:
b) Укрепление систем национальных счетов
8.45. На национальном уровне эта программа может быть принята главным образом учреждениями, занимающимися вопросами национальных счетов, в тесном сотрудничестве с управлениями экологической статистики и департаментами природных ресурсов в целях оказания помощи специалистам, занимающимся анализом национальной экономики, и работникам директивных органов, отвечающим за планирование национальной экономики. Национальные учреждения должны сыграть решающую роль не только в создании этой системы, но и в обеспечении ее приспособления к местным условиям, распространения и непрерывного использования. Во вспомогательные и национальные счета и экономическую статистику следует включать, по мере возможности, неоплачиваемые виды производственной деятельности, такие, как ведение домашнего хозяйства и уход за детьми. Одним из первых шагов в разработке таких вспомогательных счетов могли бы послужить обследования количества времени, затрачиваемого на такие виды занятости.
с) Создание механизма оценки
8.46. На международном уровне Статистической комиссии следует накапливать и изучать опыт и консультировать государства-члены по техническим и методологическим вопросам, связанным с дальнейшей разработкой и внедрением КЭЭУ в государствах-членах.
8.47. Правительствам следует стремиться определить и рассмотреть по ликвидации диспропорций ценообразования, которые возникают в связи с природоохранными программами, затрагивающими земельные, водные, энергетические и другие природные ресурсы.
8.48. Правительствам следует содействовать корпорациям в:
d) Повышение эффективности сбора данных и информации
8.49. В целях создания национальных ККЭУ для практического укрепления системы рационального экономического управления национальным правительствам необходимо повысить эффективность сбора данных. следует предпринять активные усилия для расширения возможностей по сбору и анализу экологических данных и информации и сопоставлению их с экономическими данными, включая дезагрегированные данные по полам. Следует также предпринять усилия для разработки счетов по физическим аспектам окружающей среды. Международным учреждениям-донорам следует рассмотреть возможность финансирования деятельности по разработке межсекторальных банков данных для обеспечения того, чтобы процесс национального планирования устойчивого развития основывался на точной, надежной и своевременной информации и осуществлялся с учетом национальных условий.
е) Укрепление технического сотрудничества
8.50. Статистическому управлению Секретариата Организации Объединенных Наций в тесном сотрудничестве с соответствующими организациям Организации Объединенных Наций следует укреплять существующие механизмы технического сотрудничества между странами. При этом следует также обеспечить обмен опытом по созданию КЭЭУ, особенно в связи с оценкой нерыночных природных ресурсов и стандартизацией сбора данных. Следует также стремиться к сотрудничеству с деловыми кругами и промышленностью, в том числе с крупными промышленными предприятиями и транснациональными корпорациями, обладающими опытом в оценке таких ресурсов.
а) Финансирование и оценка расходов
8.51. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программной области составит около 2 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Укрепление учреждений
8.52. Для обеспечения внедрения КЭЭУ:
с) Повышение эффективности использования информационной технологии
8.53. Можно разработать и согласовать руководящие принципы и механизмы для адаптации и распространения информационных технологий в развивающихся странах. Для наиболее эффективного и широкого использования КЭЭУ следует брать на вооружение самые совершенные технологии обработки данных.
d) Укрепление национального потенциала
8.54. Правительствам при содействии международного сообщества следует укреплять национальный организационный потенциал в области сбора, хранения, упорядочения, оценки и использования данных в процессе принятия решений. Потребуется организовать подготовку кадров во всех областях, связанных с созданием КЭЭУ, и на всех уровнях, особенно в развивающихся странах. Она должна включать техническую подготовку работников, занимающихся экономическим и экологическим анализом, сбором данных и национальным учетом, а также подготовку управленческих кадров, с тем чтобы они могли использовать такую информацию в практических и надлежащих целях.