![]() |
![]() |
7.2. С другой стороны, согласно имеющейся информации, техническое сотрудничество в области населенных пунктов содействует значительному притоку инвестиций из государственного и частного секторов. Например, каждый доллар расходов ПРООН в рамках технического сотрудничества в области населенных пунктов в 1988 году приводил к последующему инвестированию 122 долл. США, что является наиболее высоким показателем среди всех направлений помощи ПРООН 4.
7.3. Это является основой ориентированного на создание возможностей подхода, который следует применять в отношении сектора населенных пунктов. Внешняя помощь поможет мобилизовать внутренние ресурсы, необходимые для улучшения условий жизни и работы всех людей к 2000 году и в последующий период, включая растущее число безработных - группы людей, не получающих никакого дохода. В то же время необходимо признать проблемы, связанные с экологическими последствиями роста городов, и приступить к их комплексному решению всеми странами, причем первоочередное внимание следует уделить потребностям городской и сельской бедноты, безработных и растущего числа людей, не имеющих никакого источника доходов.
Цель развития населенных пунктов
7.4. Общая цель развития населенных пунктов состоит в улучшении социально- экономических и экологических условий в населенных пунктах и условий жизни и работы всех людей, в частности городской и сельской бедноты. Это должно быть основано на деятельности в области технического сотрудничества, совместных мероприятиях государственного и частного секторов и общин, а также участии в процессе принятия решений общинных групп и таких особых заинтересованных групп, как женщины, коренные народы, пожилые люди и инвалиды. Эти подходы должны лечь в основу принципов национальных стратегий в области населенных пунктов. При разработке таких стратегий странам необходимо определить порядок приоритетности восьми программных областей, содержащихся в настоящей главе, в соответствии с их национальными планами и целями, полностью учитывая свои социальные и культурные возможности. Кроме того, странам следует надлежащим образом предусмотреть возможность контроля за воздействием их стратегий на маргинальные и обездоленные группы населения, уделяя особое внимание потребностям женщин.
7.5. В данную главу включены следующие программные области:
А. Обеспечение надлежащего жилья для всех
Основа для деятельности
7.6. Обеспечение безопасным и отвечающим требованиям жильем имеет исключительно важное значение для физического, психологического и социально-экономического благополучия человека и должно быть основополагающей частью деятельности на национальном и международном уровнях. Право на надлежащее жилье является одним из основных прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и международных пактах об экономических, социальных и культурных правах. Несмотря на это, согласно оценкам, в настоящее время по крайней мере 1 миллиард человек не имеют безопасного и отвечающего требованиям жилья, и в случае непринятия соответствующих мер к концу нынешнего столетия и в последующий период их число значительно возрастет.
7.7. Крупной глобальной программой, направленной на решение этой проблемы, является Глобальная стратегия в области жилья до 2000 года, принятая Генеральной Ассамблеей в декабре 1988 года (резолюция 43/181, приложение). Несмотря на ее широкое признание, Стратегия нуждается в гораздо более активной политической поддержке и более значительных финансовых ресурсах для достижения закрепленной в ней цели содействия обеспечению всех надлежащим жильем к концу этого столетия и в последующий период.
Цель
7.8. Цель заключается в обеспечении надлежащим жильем быстро растущего населения и не имеющей в настоящее время жилья городской и сельской бедноты на основе ориентированного на создание возможностей подхода в области экологически обоснованного строительства и улучшения жилья.
Деятельность
7.9. Следует принять следующие меры:
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
7.10. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 75 млрд. долл. США, включая примерно 10 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
7.11. Потребности, имеющие отношение к данному подзаголовку, рассматриваются в каждой из других программных областей, включенных в настоящую главу.
с) Развитие людских ресурсов и создание потенциала
7.12. Развитым странам и финансирующим учреждениям следует оказывать развивающимся странам конкретную помощь в деле принятия ориентированного на создание возможностей подхода к вопросу обеспечения жилья для всех, включая группы населения, не имеющие источников дохода, и с охватом научно- исследовательских учреждений и мероприятий по подготовке правительственных чиновников, профессиональных кадров, общинных работников и неправительственных организаций, а также путем укрепления местного потенциала по разработке надлежащих технологий.
В. Совершенствование управления населенными пунктами
Основа для деятельности
7.13. К концу столетия основная часть населения мира будет проживать в городах. Хотя в городах, особенно в развивающихся странах, проявляются многие симптомы глобального кризиса в области окружающей среды и развития, в них тем не менее создается 60 процентов валового национального продукта и при надлежащей организации может быть развит потенциал для поддержания их производительности, улучшения условий жизни их обитателей и рационального использования природных ресурсов.
7.14. Некоторые городские агломерации простираются за пределы границ политических и/или административных образований (графства и муниципалитеты), хотя и образуют единую городскую систему. Во многих случаях такая политическая неоднородность препятствует осуществлению всеобъемлющих программ по рациональному использованию окружающей среды.
Цель
7.15. Цель заключаются в том, чтобы обеспечить рациональное управление всеми городскими населенными пунктами, в частности в развивающихся странах, с тем чтобы расширить их возможности по улучшению жилищных условий населения, особенно маргинальных и обездоленных слоев, способствуя тем самым реализации целей в области развития национальной экономики.
Деятельность
а) Совершенствование управления городами
7.16. Уже существует основа для укрепления процесса управления в рамках Программы управления городами (ПУГ) Программы развития Организации Объединенных Наций/Всемирного банка/Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат), представляющая собой совместные глобальные усилия, направленные на оказание развивающимся странам помощи в деле решения вопросов управления городами. В течение периода 1993-2000 годов ее охват следует распространить на все заинтересованные страны. Всем странам по мере необходимости и в соответствии с их национальными планами, целями и приоритетами, а также при поддержке неправительственных организаций и представителей местных властей следует осуществить следующие мероприятия на национальном уровне, на уровне штатов/провинций и на местном уровне при поддержке соответствующих программ и учреждений по оказанию помощи:
b) Укрепление систем данных о городах
7.17. Все страны в течение периода 1993-2000 годов по мере необходимости при активном участии деловых кругов должны осуществить в ряде городов экспериментальные проекты в области сбора, обработки и последующего распространения данных о городах, включая анализ экологических последствий на местном уровне, уровне штата/провинции, национальном и международном уровнях и создание потенциала для рационального использования данных о городах 5. Организации системы Организации Объединенных Наций, такие, как Хабитат, ЮНЕП и ПРООН, могли бы обеспечить технические консультации и типовые системы по обработке и использованию данных.
с) Поощрение развития городов средних размеров
7.18. В целях облегчения бремени проблем, стоящих перед крупными городскими агломерациями развивающихся стран, необходимо осуществлять политику и стратегии, направленные на развитие городов средних размеров, которые создают возможности для трудоустройства безработных в сельских районах и поддерживают в них экономическую деятельность, хотя при этом важное значение имеет рациональное развитие городов для обеспечения того, чтобы рост городов по горизонтали не вел к истощению ресурсов на все более значительных участках земли и не вел к застройке незанятых площадей и сельскохозяйственных/буферных земель.
7.19. С этой целью всем развивающимся странам следует, по возможности, проводить обзоры процессов и политики в области урбанизации в целях оценки экологических последствий роста и применять на практике те подходы в области городского планирования и управления, которые конкретно соответствуют потребностям, возможностям в плане ресурсов и характерным особенностям их растущих средних городов. По возможности, им следует также сосредоточить свое внимание на деятельности, направленной на облегчение перехода от сельского образа жизни и структур расселения к городским, а также на содействие развитию мелкомасштабной экономической деятельности, особенно производства продовольствия, в целях поощрения получения доходов на местах и производства полуфабрикатов и создания услуг для отдаленных сельских районов.
7.20. Все города, особенно те из них, в которых наблюдаются серьезные проблемы в области устойчивого развития, должны в соответствии с национальными законами, правилами и положениями разработать и укрепить программы, направленные на решение таких проблем и обеспечение устойчивости своего развития. Следует активизировать осуществление некоторых из международных инициатив в поддержку таких усилий в рамках Программы экоустойчивости городов Хабитат и Программы оздоровления городов ВОЗ. Следует укреплять и координировать дополнительные инициативы с участием Всемирного банка, региональных банков развития и двусторонних учреждений, а также других заинтересованных сторон, в частности международных и национальных представителей местных органов власти. Отдельным городам следует, по возможности:
7.21. Городам всех стран следует укреплять сотрудничество между собой и с городами развитых стран под эгидой действующих в этой области неправительственных организаций, таких, как Международный союз органов местного управления (МСОМУ), Международный совет по местным инициативам в области экологии (МСМИЭ) и Всемирная федерация городов-побратимов.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
7.22. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 100 млрд. долл. США, включая примерно 15 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Развитие людских ресурсов и создание потенциала
7.23. Развивающимся странам следует, при соответствующей международной поддержке, рассмотреть вопрос о сосредоточении усилий на подготовке и формировании кадров управляющих городским хозяйством, технических специалистов и администраторов и других соответствующих участников этой деятельности, которые требуются для успешного управления экологически рациональным развитием и ростом городов и обладают знаниями, необходимыми для анализа и применения новаторского опыта других городов. С этой целью следует использовать весь набор методов подготовки - от формального образования до использования средств массовой информации, - а также метод практического обучения.
7.24. Развивающимся странам следует также содействовать техническому обучению и научным исследованиям, при совместной поддержке со стороны доноров, неправительственных организаций и частного бизнеса, в таких областях, как сокращение объема отходов, улучшение качества воды, экономия энергии, безопасное производство химических веществ и транспортные средства, в меньшей степени загрязняющие окружающую среду.
7.25. Деятельность по созданию потенциала, осуществляемая всеми развивающимися странами при указанной выше поддержке, должна выходить за рамки подготовки отдельных лиц и профессиональных групп и охватывать институциональные механизмы, административные процедуры, межучрежденческие связи, информационные потоки и консультационные процессы.
7.26. Кроме того, такие международные усилия, как Программа управления городами, осуществляемая в сотрудничестве с многосторонними и двусторонними учреждениями, должны и впредь способствовать усилиям развивающихся стран по расширению состава участников процесса путем мобилизации людских ресурсов частного сектора, неправительственных организаций и бедных слоев, особенно женщин и бедняков.
С. Содействие планированию и управлению в целях устойчивого землепользования
Основа для деятельности
7.27. Доступ к земельным ресурсам является одним из основных элементов устойчивого уклада жизни, оказывающего минимальное воздействие на окружающую среду. Земельные ресурсы являются основой систем жизнеобеспечения (человека) и обеспечивают землю, энергию, воду и возможности для всех видов человеческой деятельности. В быстрорастущих городах обеспечение доступа к земле становится все более серьезной проблемой в результате столкновения спроса на землю со стороны промышленности, жилищного строительства, торговли, сельского хозяйства, систем землепользования и потребности в открытых пространствах. Кроме того, рост стоимости городской земли лишает бедноту возможности получения доступа к хорошим земельным участкам. В сельских районах такая неустойчивая практика землепользования, как эксплуатация маргинальных земель, уничтожение лесов и использование экологически уязвимых районов деловыми кругами и безземельным сельским населением, приводит к ухудшению окружающей среды, а также уменьшению доходов обнищавших сельских жителей.
Цель
7.28. Цель заключается в удовлетворении потребностей в земельных ресурсах, необходимых для развития населенных пунктов, с помощью экологически рационального территориального планирования и землепользования в целях обеспечения доступа к земле всем домашним хозяйствам и, по мере необходимости, поощрении владения и управления земельными ресурсами на общинной или коллективной основе 6. Особое внимание по экономическим и культурным причинам следует уделять потребностям женщин и коренного населения.
Деятельность
7.29. Всем развивающимся странам следует, при необходимости, рассмотреть вопрос о проведении всеобъемлющей национальной инвентаризации своих земельных ресурсов в целях создания информационной системы по земельным ресурсам, в которой они будут классифицироваться в соответствии с наиболее оптимальными видами их использования и в которой будут определены экологически уязвимые или подверженные стихийным бедствиям районы в целях принятия специальных защитных мер.
7.30. Затем всем развивающимся странам следует рассмотреть вопрос о разработке национальных планов рационального использования земельных ресурсов, которыми можно было бы руководствоваться при освоении и использовании земельных ресурсов, и с этой целью:
7.31. На международном уровне различные двусторонние и многосторонние учреждения и программы, такие, как ПРООН, ФАО, Всемирный банк, региональные банки развития и другие заинтересованные организации и Программа управления городами ПРООН/ Всемирного банка/Хабитат, должны улучшать координацию в глобальном масштабе мероприятий в области рационального использования земельных ресурсов; следует также принимать меры в целях содействия передаче полезного опыта, связанного с методами устойчивого землепользования, как развивающимся странам, так и между самими развивающимися странами.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
7.32. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 3 млрд. долл. США, включая примерно 300 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
7.33. Всем странам, и особенно странам развивающимся, каждой в отдельности или через региональные или субрегиональные группы, следует предоставить доступ к современным методам рационального землепользования, в частности, основанным на системах географической информации, сведениях, полученных благодаря фотографиям и изображениям со спутников, и прочих методах дистанционного зондирования.
с) Развитие людских ресурсов и создание потенциала
7.34. Мероприятия по экологически ориентированной подготовке кадров в области устойчивого планирования земельных ресурсов и рационального землепользования следует проводить во всех странах при оказании развивающимся странам содействия по каналам международной помощи и финансовых учреждений в целях:
D. Содействие созданию комплексной инфраструктуры охраны окружающей среды: водоснабжения, санитарии, канализации и обработки и удаления твердых отходов
Основа для деятельности
7.35. Устойчивость городского развития определяется многими параметрами, связанными с наличием систем водоснабжения, качеством воздуха и созданием инфраструктуры охраны окружающей среды, позволяющей обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм и обработку и удаление отходов. С учетом плотного расселения пользователей урбанизация, при надлежащем управлении этим процессом, открывает уникальные возможности для создания устойчивой инфраструктуры охраны окружающей среды на основе адекватной политики ценообразования, осуществления просветительских программ и создания справедливых механизмов доступа, являющихся рациональными с экономической и экологической точек зрения. В то же время характерные для большинства развивающихся стран неадекватность и отсутствие инфраструктуры в области охраны окружающей среды являются причиной высоких ежегодных показателей заболеваемости и большого числа случаев летального исхода, которые можно было бы предотвратить. В этих странах условия будут неизбежно ухудшаться, поскольку растущие потребности выходят за рамки возможностей правительств принимать адекватные меры по их удовлетворению.
7.36. Применение комплексного подхода к обеспечению экологически безопасной инфраструктуры в населенных пунктах, в частности в интересах городской и сельской бедноты, является вкладом в устойчивое развитие, на основе которого могут быть обеспечены улучшение качества жизни, повышение производительности, укрепление здоровья и сокращение бремени расходов, связанных с лечением и ликвидацией нищеты.
7.37. Большинство мероприятий, эффективность осуществления которых могла бы быть повышена на основе применения комплексного подхода, включены в следующие части Повестки дня на ХХI век: глава 6 (Охрана и укрепление здоровья человека), главы 9 (Защита атмосферы), 18 (Сохранение качества ресурсов пресной воды и снабжение ею) и 21 (Экологически безопасное удаление твердых отходов и связанные с этим вопросы).
Цель
7.38. Цель заключается в создании надлежащей инфраструктуры в области охраны окружающей среды во всех населенных пунктах к 2025 году. Для достижения этой цели необходимо, чтобы все развивающиеся страны включили в свои национальные стратегии программы создания необходимого потенциала в области технических, финансовых и людских ресурсов, с тем чтобы обеспечить более полную интеграцию деятельности по планированию инфраструктуры и экологическому планированию к 2000 году.
Деятельность
7.39. Всем странам следует провести оценку экологической приемлемости инфраструктуры населенных пунктов, разработать национальные задачи в отношении устойчивой обработки и удаления отходов и внедрять экологически безопасную технологию, с тем чтобы обеспечить охрану окружающей среды, здоровья человека и качества жизни. С помощью двусторонних и многосторонних учреждений следует укреплять инфраструктуру населенных пунктов и программы охраны окружающей среды, преследующие цель содействия утверждению в деятельности в области населенных пунктов комплексного подхода к планированию, развитию, содержанию инфраструктуры охраны окружающей среды (водоснабжение, санитария, канализация, удаление твердых отходов) и управлению ею. Следует также укреплять координацию действий этих учреждений и сотрудничество с представителями международных органов и местных властей, частным сектором и группами общественности. Деятельность всех учреждений, занимающихся созданием инфраструктуры в области охраны окружающей среды, должна, если это возможно, отражать экосистемный или цельнотерриториальный подход к населенным пунктам и должна включать мероприятия по контролю, прикладным исследованиям, созданию потенциала, передаче соответствующей технологии и техническому сотрудничеству по ряду программных видов деятельности.
7.40. Развивающимся странам следует оказывать помощь на национальном и местном уровнях в применении комплексного подхода в областях водо- и энергоснабжения, санитарно-профилактических мероприятий, канализации и удаления твердых отходов, а внешним финансовым учреждениям надлежит обеспечить применение этого подхода, в частности, в деятельности по совершенствованию инфраструктуры в области охраны окружающей среды в стихийно возникающих поселениях на основе норм и стандартов, разработанных с учетом условий жизни и ресурсов общин, которым оказываются услуги.
7.41. Всем странам следует, по мере необходимости, принять следующие принципы создания инфраструктуры для охраны окружающей среды:
7.42. Необходимо содействовать распространению информации, связанной с существующими программами, среди заинтересованных стран и местных учреждений и поощрять его.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
7.43. Секретариат Конференции определил большую часть расходов на осуществление мероприятий в рамках этой программы в других главах. По оценкам секретариата, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на техническую помощь со стороны международного сообщества составит примерно 50 млн. долл. США, предоставляемых в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
7.44. По мере возможности необходимо координировать использование научно- технических средств в рамках существующих программ, и оно должно быть направлено на:
7.45. С помощью и при поддержке финансовых учреждений всем странам следует по мере необходимости осуществлять программы в области подготовки кадров и обеспечения участия широких масс, направленные на:
Е. Содействие созданию надежных энергетических и транспортных систем в населенных пунктах
Основа для деятельности
7.46. Сегодня большая часть энергии, производимой промышленным и непромышленным способом, используется в населенных пунктах и для удовлетворения их потребностей, при этом существенная ее часть - в секторе домашнего хозяйства. В настоящее время развивающиеся страны стоят перед необходимостью увеличения объема производства энергии в целях ускорения развития и повышения уровня жизни населения при одновременном сокращении затрат на производство энергии и снижении уровня загрязнения, связанного с производством энергии. Повышению эффективности использования энергии в целях снижения связанного с этим загрязняющего воздействия и содействию использования возобновляемых источников энергии должно придаваться первостепенное значение в любых действиях, направленных на охрану городской среды.
7.47. Развивающиеся страны, являясь крупнейшими потребителями энергии, стоят перед необходимостью планирования рационального использования энергии, при этом содействуя использованию возобновляемых и альтернативных источников энергии и оценивая издержки за срок действия существующих систем и практики, применение которых привело к тому, что во многих городских районах повсеместно возникают проблемы с качеством воздуха, связанные с содержанием озона, взвешенных частиц и окиси углерода. Причинами этого в значительной степени являются техническое несовершенство и увеличение потребления топлива, вызванное неэффективностью, высокой концентрацией населения и промышленных предприятий, и быстрое увеличение количества автомобилей.
7.48. На долю транспорта приходится приблизительно 30 процентов коммерческого потребления энергии и около 60 процентов общего мирового потребления жидкой нефти. В развивающихся странах быстрые темпы автомобилизации и недостаточное инвестирование в планирование городского транспорта, управление транспортными потоками и транспортную инфраструктуру создают все больше проблем в плане дорожно-транспортных происшествий и травм, состояния здоровья людей, шума, заторов и снижения производительности, аналогичных тем, которые возникают во многих развитых странах. Все эти проблемы имеют серьезные последствия для городских жителей, особенно для групп населения с низким доходом и групп, не имеющих дохода.
Цели
7.49. Цели заключаются в расширении использования более эффективной с точки зрения использования энергии техники и альтернативных/возобновляемых источников энергии для населенных пунктов и уменьшения негативных последствий производства и использования энергии для здоровья людей и окружающей среды.
Деятельность
7.50. Основные мероприятия, связанные с этой программной областью, включены в главу 9 (Защита атмосферы), программную область В, подпрограмму 1 (Освоение, эффективность и потребление энергии) и подпрограмму 2 (Транспорт).
7.51. Всеобъемлющий подход к развитию населенных пунктов должен включать содействие устойчивому развитию энергетики во всех странах, а именно:
7.52. Комплексный подход к планированию городского транспорта и управлению им должен заключаться в содействии развитию во всех странах эффективных и экологически безопасных систем городского транспорта. С этой целью всем странам следует:
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
7.53. Секретариат Конференции определил сметную стоимость осуществления мероприятий в рамках этой программы в главе 9 (Защита атмосферы).
b) Развитие людских ресурсов и создание потенциала
7.54. В целях повышения профессионального уровня специалистов и учреждений, занятых в сфере энергетики и транспорта, всем странам в тех случаях, когда это представляется целесообразным, следует:
F. Содействие планированию населенных пунктов и управлению ими в районах, подверженных стихийным бедствиям
Основа для деятельности
7.55. Стихийные бедствия приводят к человеческим жертвам, нарушению экономической деятельности, снижению производительности в городах - особенно это касается наиболее уязвимых групп населения с низким уровнем доходов - и экологическому ущербу, например, к утрате плодородных сельскохозяйственных земель и загрязнению водных ресурсов, и могут вызвать крупномасштабные перемещения людей. По оценкам, за последние два десятилетия в результате стихийных бедствий погибло около 3 миллионов и пострадало 800 миллионов человек. По подсчетам Бюро Координатора Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в случае стихийных бедствий, общемировые экономические потери составляют приблизительно 30-50 млрд. долл. США в год.
7.56. В своей резолюции 44/236 Генеральная Ассамблея провозгласила 90-е годы Международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий. Цели Десятилетия 7 взаимосвязаны с задачами настоящей программной области.
7.57. Кроме того, необходимо в безотлагательном порядке обратиться к проблемам предотвращения и уменьшения опасности антропогенных катастроф и/или бедствий, вызванных, в частности, работой промышленных предприятий, несоблюдением требований безопасности в ядерной энергетике и токсичными отходами (см. главу 6 Повестки дня на ХХI век).
Цель
7.58. Цель заключается в обеспечении того, чтобы все страны, прежде всего те из них, которые подвержены стихийным бедствиям, были в состоянии смягчать негативные последствия стихийных бедствий и антропогенных катастроф для населенных пунктов, национальной экономики и окружающей среды.
Деятельность
7.59. В рамках этой программной области предусмотрены три самостоятельных направления деятельности, в частности, развитие "культуры безопасности", планирование мероприятий по предупреждению стихийных бедствий и восстановительные мероприятия в период после стихийных бедствий.
а) Развитие "культуры безопасности"
7.60. Для развития "культуры безопасности" во всех странах, прежде всего в тех из них, которые подвержены стихийным бедствиям, следует осуществить следующие мероприятия:
b) Создание системы планирования мероприятий по предупреждению стихийных бедствий
7.61. Планирование мероприятий по предупреждению опасности стихийных бедствий должно быть неотъемлемой частью мероприятий по планированию населенных пунктов во всех странах. Оно должно включать следующие мероприятия:
с) Планирование реконструкции и восстановления в период после стихийных бедствий
7.62. Международное сообщество как один из главных партнеров в деле последующей реконструкции и восстановления должно обеспечить, чтобы соответствующие страны с максимальной эффективностью использовали выделенные средства, и с этой целью ему следует провести следующие мероприятия:
Cредства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
7.63. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 50 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
7.64. Специализирующиеся в этой области ученые и инженеры как из развивающихся, так и из развитых стран, должны сотрудничать с лицами, занимающимися вопросами городского и регионального планирования, с тем чтобы вооружить последних базовыми знаниями и средствами, необходимыми для уменьшения объема ущерба в результате стихийных бедствий, а также в результате экологически нерационального развития.
с) Развитие людских ресурсов и создание потенциала
7.65. Развивающиеся страны должны проводить программы обучения методам строительства, обеспечивающим устойчивость сооружений к воздействию стихийных бедствий, для подрядчиков и строителей, которые возводят большинство жилых домов в развивающихся странах. Основное внимание при этом следует уделять малым предприятиям, которые возводят большинство домов в развивающихся странах.
7.66. Учебные программы должны охватывать должностных лиц государственных учреждений и лиц, занимающихся планированием, а также общинные и неправительственные организации в целях учета всех аспектов смягчения последствий стихийных бедствий, например, методов заблаговременного оповещения, планирования деятельности по предупреждению стихийных бедствий и строительства, с учетом опасности их возникновения, строительства и восстановления в период после стихийных бедствий.
7.67. Деятельность строительного сектора имеет исключительно важное значение для достижения национальных целей социально-экономического развития в плане обеспечения жильем, создания инфраструктуры и обеспечения занятости. Однако эта деятельность может также являться одним из крупных источников загрязнения окружающей среды в связи с происходящим в результате ее осуществления истощением базы природных ресурсов, деградацией уязвимых экологических зон, загрязнением химическими веществами и использованием строительных материалов, вредных для здоровья человека.
Цели
7.68. Цели этой программной области заключаются, во-первых, в принятии политики и технологий и в обмене информацией о них, с тем чтобы строительный сектор мог осуществлять цели развития населенных пунктов при одновременном предотвращении отрицательных побочных последствий для здоровья человека и биосферы, и, во-вторых, в укреплении потенциала строительного сектора в отношении обеспечения занятости. Правительства должны работать в тесном сотрудничестве с частным сектором в деле достижения этих целей.
Деятельность
7.69. Развивающимся странам, при необходимости и в соответствии с национальными планами, целями и приоритетами, следует:
7.70. Всем странам следует:
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
7.71. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 40 млрд. долл. США, включая примерно 4 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Развитие людских ресурсов и создание потенциала
7.72. Международные учреждения, оказывающие поддержку и выделяющие финансовые средства, должны предоставлять развивающимся странам помощь в совершенствовании технического и управленческого потенциала малых предприятий и повышении квалификации практических работников и руководителей, занятых в отрасли производства строительных материалов, на основе использования различных методов профессиональной подготовки. Этим странам следует также оказывать помощь в разработке программ, направленных на поощрение использования безотходных и чистых технологий на основе соответствующей передачи технологии.
7.73. Во всех странах следует надлежащим образом разрабатывать программы общего образования для повышения информированности строительных предприятий об имеющихся надежных технологиях.
7.74. Местным органам власти предлагается играть ведущую роль в содействии большему использованию экологически безопасных строительных материалов и технологий, например путем реализации новых мер в области политики закупок.
Н. Содействие развитию людских ресурсов и созданию потенциала для развития населенных пунктов
Основа для деятельности
7.75. Помимо нехватки квалифицированных специалистов в таких областях, как жилищное строительство, управление населенными пунктами, рациональное землепользование, инфраструктура, строительство, энергетика, транспорт, планирование деятельности по предупреждению стихийных бедствий и реконструкция, большинство стран сталкивается с тремя межсекторальными проблемами, связанными с развитием людских ресурсов и созданием потенциала. Первая проблема заключается в отсутствии соответствующих политических условий, позволяющих интегрировать ресурсы и деятельность государственного сектора, частного сектора и общества или социального сектора; вторая состоит в слабости специализированных учебных и исследовательских учреждений; а третья - в отсутствии достаточного потенциала для технической подготовки представителей общин с низкими доходами как в городских, так и сельских районах и оказания им технической помощи.
Цель
7.76. Цель заключается в совершенствовании деятельности по развитию людских ресурсов и созданию потенциала во всех странах на основе укрепления личного и организационного потенциала всех лиц, особенно коренного населения и женщин, занимающихся развитием населенных пунктов. В этой связи следует принимать во внимание традиционную культурную практику коренного населения и его взаимосвязь с окружающей средой.
Деятельность
7.77. Каждая из программных областей, рассмотренных в этой главе, включает конкретные мероприятия по развитию людских ресурсов и созданию потенциала. Однако в целом необходимо предпринять дополнительные шаги для укрепления этих мероприятий. С этой целью всем странам следует надлежащим образом принять следующие меры:
7.78. Как международные, так и неправительственные организации должны оказывать поддержку в осуществлении вышеуказанных мероприятий путем, в частности, укрепления субрегиональных учебных заведений, предоставления обновленных учебных материалов и распространения результатов успешного осуществления мероприятий, программ и проектов в области развития людских ресурсов и создания потенциала.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
7.79. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 65 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом в виде субсидий или на льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Научно-технические средства
7.80. Необходимо объединить как формальную подготовку кадров, так и неформальные виды программ развития людских ресурсов и создания потенциала и, кроме того, следует использовать ориентированные на потребителей методы подготовки кадров, обновленные учебные материалы и современные аудиовизуальные системы связи.
1 Совокупные данные по внутренним расходам и официальной помощи развитию в области населенных пунктов отсутствуют. Однако, согласно данным по 16 развивающимся странам с низкими доходами, содержащимся в документе Wоrld Dеvеlорmеnt Rероrt, 1991, доля расходов центрального правительства на нужды жилищного строительства, коммунальных услуг, социального страхования и обеспечения в 1989 году в среднем составили 5,6 процента, при этом наиболее высокий уровень - 15,1 процента наблюдался в Шри-Ланке, которая приступила к активному осуществлению программы жилищного строительства. В промышленно развитых странах ОЭСР в том же году процентный показатель расходов центрального правительства на нужды жилищного строительства, коммунальные услуги, социальное страхование и обеспечение был в пределах 29,3-49,4 процента, при этом средняя величина составила 39 процентов (Wоrld Ваnk, Wоrld Dеvеlорmеnt Rероrt, 1991, Wоrld Dеvеlорmеnt Indiсаtоrs, Таblе 11 (Wаshingtоn, D.С., 1991).
2 См. доклад Генерального директора по вопросам развития и международного экономического сотрудничества, содержащий предварительные статистические данные об оперативной деятельности системы Организации Объединенных Наций в 1988 году (А/44/324-Е/1989/106/Аdd.4, приложение).
3 Wоrld Ваnk, Аnnuаl Rероrt, 1991 (Wаshingtоn, D.С., 1991).
4 ПРООН, "Представленные обязательства по инвестициям в связи с проектами, осуществляемыми с помощью ПРООН, 1988 год", таблица 1, "Разбивка по секторам обязательств по инвестициям на 1988-1989 годы".
5 Экспериментальная программа такого типа - Программа данных о городах (ПДГ) - уже осуществляется в Центре Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат) и направлена на производство и распространение среди участвующих в ней городов микрокомпьютерных программных средств, предназначенных для хранения, обработки и поиска данных о городах для целей обмена ими и их распространения на местном, национальном и международном уровнях.
6 Для этого требуется проведение единой политики в области рационального землепользования, о которой говорится также в главе 10 Повестки дня на ХХI век (комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов).
7 Цели Международного десятилетия по уменьшению опасности стихийных бедствий, изложенные в приложении к резолюции 44/236 Генеральной Ассамблеи, заключаются в следующем: